...Христос возлюбил нас и предал Себя за нас..(Еф.5:2).

Четверг, 28.03.2024, 15:38

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | "Великая Схизма 1054 г." часть 2 | Регистрация | Вход

  1. ЛЕВ III ИСАВР И ГРИГОРИЙ II – ПРОТИВОСОЯНИЕ

 

Император Лев III Исавр - византийский император (717-741) из Исаврийской династии. При его правлении Византийская империя вступила в период иконоборчества. Он родился в Исавре, на востоке Писидии, в местах, которые подвергались постоянным нападениям мусульман. Помимо военных набегов, они вели "словесные атаки" против "идолопоклонников", как они называли христиан, обвиняя их в нарушении Второй Заповеди: мусульмане считали иконы идолами. Еще в VI веке сирийский епископ запретил почитание изображений Христа, девы Марии, апостолов и святых. Однако число икон постоянно увеличивалось. На мозаиках и фресках, в бронзе и слоновой кости художники и скульпторы изображали Христа и святых и даже целые библейские сцены. Для простых людей, однако, иконы не были просто объектами почитания, но скорее талисманами, приносящими удачу.

Выросший в атмосфере подобного отношения к иконам Лев после того, как ему удалось расправиться с угрозой мусульманского нашествия, обратил свое внимание на иконы. В 726 году он созвал собор из епископов и сенаторов, на котором было принято решение: убрать из церквей все иконы. Этим указом церквам запрещалось иметь изображения Христа и Девы Марии; поэтому во всех церквах начали прятать эти изображения.[7]

 Лев Исавр полагал, что поклонение священным изображениям есть поклонение идолам, именно в эпоху его правления начался период иконоборчества, во времена которого было уничтожено огромное количество фресок и мозаик.

Григорий II -  папа римский с 19 мая 715 по 11 февраля 731 года. При Григории II в 725 году началась борьба против иконоборства. Он отлучил от церкви императора-иконоборца Льва III Исавра.

Когда в 730 году против политики Льва  III по отношению к иконам, присоединился патриарх Константинопольский Герман, который пытался добиться большей независимости церкви от императора, то Лев не колеблясь сместил его. Тогда Папа Григорий II предал анафеме иконоборцев, что еще больше усугубило противоречия между Римом и Константинополем. Неудавшееся покушение на папу по заданию византийского императора привело в восстанию в Италии против Константинополя.

Лев Исавр успешно подавил две попытки восстаний - правителя Сицилии, Сергия, и экс-императора Анастасия, в 719 г. двинувшегося с болгарским войском к Константинополю. Город не принял Анастасия, а болгары выдали его Льву, с которым затем сохраняли миролюбивые отношения в течение всего его царствования.[8]

Само иконоборческое противостояние вылилось в глубокий раскол между Востоком и Западом.


  1. ФИЛИОКВЕ. ФОТИЙ

 

Еще одним камнем преткновения между Востоком и Западом стал догмат веры, касающийся филиокве "filioque". Первоначально установленный никео – константинопольский Символ веры гласил: Святой Дух исходит от Отца (381 г.). В 589 году в Испании на Толедском соборе в этот догмат была добавлена фраза "и Сына" (лат. filioque), в соответствии с которым Святой Дух исходит от Бога-Отца и Бога-Сына, а не только от Бога-Отца, как прежде. Греко-византийская церковь не приняла этого добавления. Восток обвинил запад в самовольном установлении этого догмата без обсуждения и согласования на вселенском соборе; в свою очередь, Запад обвинял Восток в том, что там не приняли эту формулировку.

А к концу VIII века западные правители превратили этот вопрос в основной пункт противостояния с восточной церковью. Особенно преуспел в этом Карл Великий, когда после Аахенского собора в 809 году это прибавление было закреплено официально.

Напряженность между Востоком и Западом продолжала расти, так как каждая сторона защищала свою позицию и старалась всеми силами опорочить позицию соперника [13].

В 858 году Константинопольский патриарх Игнатий был низложен из-за разногласий между ним и императорской семьей; новым патриархом был избран Фотий (около 820896). В 867 году Фотий отправил энциклику всем восточным патриархам, в которой отвергал "filioque" и обвинял всех сторонников этой точки зрения в ереси. Он созвал собор в Константинополе, на котором папа Николай был отлучен от церкви, хотя в ту эпоху этот прилог, сделанный в Испании, не был принят в Риме. Так в отношениях между Западом и Востоком появилась "схизма Фотия".

Споры шли и вокруг самого Фотия.

В 855856 вдовствующую императрицу Феодору оттеснил ее брат Варда, ставший фактическим правителем государства (в апреле 862 г. он получил от Михаила III второй после императорского титул кесаря). Этот выдающийся политик и военный деятель, сразу же оказался в конфликте с патриархом Игнатием, сторонником Феодоры. В ходе последовавшей борьбы Варда добился изгнания Игнатия по обвинению в государственной измене, а на патриарший престол возвел Фотия (25 декабря 858 г.). Так недавний чиновник и ученый оказался невольно вовлечен в ожесточенную борьбу церковных партий. Последовала продолжительная борьба с Фотием сторонников свергнутого Игнатия, получивших поддержку папы Николая I (858—867).

Кроме всего прочего, напряжённость отношений между Римом и Константинополем, усугублявшаяся спором о юрисдикции над Болгарией и Южной Италией, привела к взаимному осуждению и отлучению Патриарха и Папы. Возникла так называемая «Фотианская схизма»: в августе 863 на Римском Соборе был отлучен Фотий, в сентябре 867 Собор в Константинополе, как уже говорилось, отлучил Папу Николая [9].

 

  1. ЛЖЕСИДОР

 

Важную роль в постепенном расхождении Церквей сыграл папа Николай I (858-867), виновник «фотианского раскола». Этот папа внес и другой вклад в печальную историю формирования теории первоверховенства пап: он первым ввел в каноническое употребление на Западе так называемые «Лжеисидоровские декреталии».

Этот канонический сборник составлен около 850 г. в Западной Франкии. Его автором был оставшийся неизвестным франкский клирик, укрывшийся под псевдонимом Исидора Меркатора (св. Исидора). Исидору Севильскому (+636 г.) приписывается сборник подлинных источников церковного права. Лжеисидору, взявшему за основу его галльскую редакцию, удалось подделать, интерполировать, лжеатрибутировать и переделать громадное количество папских декретов, которые, наряду с постановлениями соборов, становились основным источником канонического права во всех областях, «завоеванных» папством. Марий Меркатор - имя испанского писателя V в., у которого Лжеисидор заимствовал пролог для своей компиляции.

Лжеисидор составил 70 декреталий от имени почитаемых пап, правивших еще до Никейского Собора (325 г.), а также вставил собственные интерполяции в подлинные материалы более позднего периода. Следует помнить, что самая ранняя подлинная декреталия принадлежит папе Сирицию (385 г.). Лжеисидор проделал огромную работу, поместив подлинные поздние цитаты в совершенно иной контекст более ранних трудов. Его главной целью были, скорее всего, местные интересы франкских епископов, желавших вместо близкой и эффективной светской власти, а также митрополичьего контроля иметь гораздо более отдаленную и, следовательно, куда менее эффективную папскую власть. Лжеисидору нужно было сделать епископов юридически защищенными от архиепископов и митрополитов, а также от собственных клириков и мирян. Единственным способом сделать это, как казалось Лжеисидору, было провозглашение абсолютной монархии римских пап.

Таким образом, Лжеисидор заложил юридическую базу для абсолютной и повсеместной власти и авторитета римской кафедры. В декреталиях папа провозглашается верховным законодателем, без одобрения которого не может составиться ни один собор и не вступает в силу ни одно соборное постановление. Он - верховный судия, без позволения которого не может быть низложен ни один епископ и который решает все «главные дела» в Церкви. Все недовольные решением местных соборов и местных митрополитов могут обращаться с апелляцией к папе, и от него уже зависит окончательное решение, которому все должны подчиняться беспрекословно. Таким образом, епископы освобождаются от суждения мирян и даже от своих собственных митрополитов. Согласно декреталиям, в странах, отдаленных от Рима, папой назначаются викарии апостольского престола, или примасы, которые пользуются на месте всеми полномочиями папы и служат, таким образом, проводниками центральной власти римских первосвященников. Таким образом, по лжеисидоровским декреталиям, власть папы в Церкви стала даже выше власти Вселенских Соборов. Далекий от Франкии папа, как преемник князя апостолов, св. Петра, имеет всю полноту власти в Церкви Вселенской и провозглашается главой всего христианского мира.

Такая теория прекрасно гармонировала со взглядами пап на свою роль и не могла не быть замеченной в Риме. Именно папа Николай первым начал ссылаться на лжеисидоровские декреталии и первый начал применять на практике раскрытые в них идеи папского всевластия. В дальнейшем они будут еще более развиваться и сыграют свою роль в процессе разделения Церквей [10].

Рим стоял на том принципе, что Римский епископ выше всякого суда, с ним как равный никто не мог говорить. В ответ на послание патриарха Константинопольского папа, со своей стороны, отправил также послание, назначая его прямо Кируларию.

Гораздо более важности и интереса представляют в данном письме весьма новые папские идеи о своем светском владычестве, которые развиваются папой в письме к Кируларию и которые опираются на подложный документ, - на так называемое donatio Constantini. Выставляя свое преимущественное значение в ряду других иерархов Церкви, папа, дабы унизить достоинство церкви Константинопольской - цель письма, - раскрывает мысль, что папы неизмеримо превосходят представителей всех других Церквей так, как они в одно и то же время и верховные первосвященники и цари. На Востоке, кажется, доселе ничего подобного не слыхали; и потому, понятно, как должна была подействовать подобная новость на церковь Константинопольскую!

Папа с подробностью объясняет, почему Римская церковь не может терпеть никаких внушений от других Церквей, оставаясь, однако же, руководительницей всех остальных. "Подумайте, как безрассудно допускать, будто Отец небесный от князя апостолов, Петра, скрыл обряд видимого жертвоприношения (Евхаристии. - А. Л.), от Петра, которому Он вполне открыл сокровеннейшее Божество Сына Своего. Петру не чрез ангела, не чрез пророка, но Своими собственными устами Господь обетовал: „Ты еси Петр, и на семь камени созижду Церковь мою" (Мф., 16, 16).

По суждению папы же, в вопросе о главенстве Римского первосвященника важное место занимает чудодейственность тени Петра. Этот аргумент папы в свою пользу так оригинален, что мы передадим его сполна. "В Петре, - говорит папа, - замечательно в особенности то, что тень его тела доставляла здравие немощным. Никому из святых не было дано такой силы; даже Сам Святый святых от Своего святейшего тела не подавал дара исцеления; но своему Петру одному даровал эту привилегию, дабы тень от тела его врачевала больных. Здесь великое знаменование Церкви настоящей и будущей, т. е. Петр становится главным распорядителем обеих Церквей и состояние их предуказывает в себе самом: именно настоящая Церковь силою видимых и имеющих прейти таинств, как бы тению своею уврачевав души на земле, представляет (?) нам еще невидимый, но твердый образ истины и благочестия на небе" [11].

  1. ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ 1054 год

 

Помимо споров о земельных владениях, возникли и разногласия относительно личностей, занимавших видное положение в церкви и обществе. Патриархом Константинопольским в то время был Михаил Керуларий (1043-1058). Несмотря на то, что его готовили для успешной политической карьеры, он в 1040 году после самоубийства своего брата принял монашество. Меньше чем через три года он стал патриархом. Михаил был фанатичным противником всего латинского, яростно сопротивлялся Риму и отвергал все претензии Рима на главенство. Он считал, что патриарх по меньшей мере равен папе, но ему никак не удавалось добиться признания своей точки зрения, особенно на Западе. Поэтому Михаил был очень обескуражен, когда норманны провозгласили главенство Рима над южной Италией, которая находилась под юрисдикцией Византии с VII века.

В 1053 году патриарх закрыл несколько латинских церквей в Константинополе; эти церкви использовались западноевропейцами в деловых и дипломатических целях. Латинские монастыри также были закрыты. Во время закрытия церквей солдаты топтали освященный для евхаристии хлеб, который в соответствии с западным пониманием является символом тела Христова. Ситуация грозила взорваться в любую минуту, а Керуларий к этой пороховой бочке примешал еще и богословские разногласия. Возможно, что именно по предложению патриарха Лев Охридский, архиепископ Болгарский, отправил послание епископу южной Италии, которое, в сущности, можно рассматривать как открытое письмо западной церкви

В этом письме, он пустил в обращение несколько документов, где Запад обвинялся в теоретических, доктринальных ошибках. (1) На Западе во время евхаристии (причащения) использовался пресный хлеб (просфора). На Востоке же считали, что это очень похоже на иудейскую пасху, а следовательно, является продолжением иудейских традиций, то есть заблуждением. (2) Запад предписывал пост в субботу. Так как суббота является иудейским праздником, то снова Восток обвинил Запад в следовании иудейским традициям, что недопустимо для современного христианства. (3) Запад позволял есть мясо зарезанных животных, что напрямую нарушало закон, установленный в Деян 15. Здесь ирония: первые два пункта обвинения основывались на том, что римские христиане придерживались еврейских традиций, а третье обвинение было выдвинуто из-за отхода латинян от решения, принятого апостолами, чтобы облегчить совесть законопослушных иудеев. (4) Западные церкви запрещали пение Аллилуйя во время Великого поста. Для них Великий пост был временем скорби и печали, но не радости. Восток же считал, что любые обычаи, которые запрещают проявления радости в поклонении Богу, неправильны с точки зрения христианства [13].

Конечно, значительная часть этих и многих других различий из первого списка образованным византийцам казалась несущественной, а то и просто глупой и отметалась ими. Но для народа, который больше обращал внимание на внешнее, они были весьма серьезны. Но также было бы несправедливым говорить, что все эти различия - лишь местные обычаи, которые могут сосуществовать в одной плюралистической Церкви. Безусловно, целый ряд из

них никак не приемлем для православного богословия [14].

В начале 1054 года папа Лев IX послал своих делегатов в Константинополь, чтобы разрешить и ликвидировать источники трений между Востоком и Западом. По прибытии в Константинополь делегация во главе с кардиналом Гумбертом была встречена непочтительно, почти оскорбительно. В течение всего времени пребывания папских послов в Константинополе с ними обращались не лучшим образом. Лев умер 19 апреля 1054 года, но он либо заранее одобрил все действия своего посольства, либо дал им своего рода "карт-бланш" на все решения и поступки. Как бы то ни было, 16 июля 1054 года папские легаты пришли на литургию в главный константинопольский собор Св.Софии и положили на его алтарь анафему Керуларию и всем его последователям. Это событие часто называют "Великой схизмой" ("Великим расколом"), потому что именно после этого произошел окончательный разрыв между восточным православием и римским католицизмом. Это была первая серьезная трещина, которая на долгие годы расколола всю христианскую вселенскую церковь [13].

 

  1.  ПОСЛЕДСТВИЯ РАСКОЛА

 

Каковы же последствия "Великой Схизмы"? К большому сожаления, те ошибки, что были допущены во втором веке, так и укоренились в сердцах миллионов людей. И как следствие, этот раскол продолжает жить до нынешнего времени.

При выяснении отношений, Любовь уходит на второй план. На втором плане оказался  Бог. И вместо того, чтобы нести Святое Евангелие другим народам, выполняя волю Иисуса, патриархи восточной и западной церкви выясняли отношения. От такого "выяснения", как уже говорилось, огромное количество людей остались без благой вести.

В дальнейшем после 1054, во время 4 крестового похода в 1203 года возник военный конфликт между Константинополем и крестоносцами. Сама «Великая схизма», не была прямой причиной противостояния, хотя можно назвать её второстепенной, поскольку ожидая помощи, они не признали главенства папы. Если бы не было тех событий, что были в 1054 году, и если бы христианский мир был един, то вряд ли бы Константинополь был завоёван и разграблен западными воинами. Конфликт 1203 года привёл к тому, что Константинополь был разрушен. Таким образом была основана Латинская империя, которая просуществовала 56 лет. Большинство историков сходятся в одном: после такого разгрома Константинополь больше никогда уже не смог восстановить свое былое величие и силу, что позволило туркам всего лишь 2 века спустя после нашествия крестоносцев захватить город [13].

Данный факт привел к тому, что Византийская империя пала, а вместе с этим православное христианство потеряло возможность проводить свои религиозные службы и проповедовать тем народам, что жили на той территории.

Кроме всего прочего, раскол утвердил почти безграничную власть пап. Европа входила в самую тёмную полосу своей истории. Была борьба за власть, были войны, были костры инквизиции.

Только в 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и Римским Папой Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана Совместная Декларация. Однако «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) не имел никакого практического или канонического значения. С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra (то есть когда Папа выступает как «земной глава и наставник всех христиан»), а также ряд других постановлений догматического характера [12].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Какое же мы можем сделать заключение из всех тех событий, которые предшествовали 1054 году и из дальнейшей истории.

Прежде всего, становится ясно, как опасно уходить от тех заветов, что оставил нам Иисус на страницах Библии. Иисус оставил нам 2 самые важные заповеди, которые включают в себя все остальные – это любовь к Богу и любовь к ближнему. Все наши поступки должны быть продиктованы любовью и желанием выполнить волю Иисуса. Воля Иисуса выражалось в том, что церковь должна была функционировать, как единый организм, неся Евангелие по всей земле.

Второй вывод – это важность понимания руководства. Тот, кто получает делегированную власть от Бога, должен стремиться выполнить поручения Христа. Власть от Бога – это возможность быть полезным Ему, а не своим тщеславным амбициям. Как опасно разделять тело Христова, поднимая себя на особый уровень. В теле Христа, в Церкви, каждый человек выполняет свою функцию, пусть даже не самую незначительную. Но даже чей-то скромный труд не делает его менее важным в глазах Иисуса, так же и чей-то огромный вклад не делает более важным по той причине, что всё в нас делает прежде всего Бог, а не мы сами.

Третий вывод – это то, что мы должны быть внимательны к своему «внутреннему человеку». Дьявол не спит, он ищет тот момент, когда мы не заполняем своё внутреннее пространство Богом. Поэтому, когда человек забывает о Боге, дьявол поднимает в человеке жадность, гордость, страх и начинает руководить человеком. Но Бог говорит, если пришла печаль и грех у ворот стоит, то нам лучше господствовать над ним (Быт4:7). Если мы не будем исполнять это поручение, то может произойти то, что было между Каином и Авелем – убийство.

Бог никогда не оставит свою Церковь без Своей помощи. Церковь – невеста Христова. Поэтому Бог очистит свою Церковь от всякого пятна.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.     Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Украинское библейское общество. Киев 1997.

2.     Джеймс Норт. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ. Киев – 2009, 415 с.

3.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Раскол христианской церкви (1054)

4.     http://www.kurse.ru/index-kurs.files/kurse/urok01/urok01.htm

5.     http://www.kurse.ru/index-kurs.files/kurse/urok05/urok05.htm

6.     http://ru.wikipedia.org/wikiО статусе епископа Константинопольского (3-е правило)

7.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Лев_III

8.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Григорий II

9.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Фотий_I_Великий

10.            Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви

11.            http://krotov.info/history/08/demus/lebedev03.html

12.            http://ru.wikipedia.org/wiki/Раскол_христ

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0