Вторник, 30.04.2024, 02:54
ЗАВЕРШЕНИЕ
КРЕЩЕНИЯ РУСИ ("МЕЧОМ И ОГНЕМ") В МУРОМЕ И
НОВГОРОДЕ В
предыдущем очерке мы говорили о весьма большом событии,
совершившемся
в конце десятого века, а именно: о крещении Руси князем
Владимиром.
Крещение Руси продолжалось и в начале одиннадцатого века.
Не во
всех местах Руси оно происходило одновременно, и не везде
оно прошло
одинаково спокойно. Сравнительно спокойно оно прошло в
Киеве, позднее
в городе Муроме произошли серьезные кровопролитные схватки
между
княжескими дружинниками и народом, который решительно не
хотел принимать
крещение. Многие были убиты дружинниками, многих насильно
столкнули
в воду, многие бежали в другие места.
Примером
истинного служения Христу является служение апостолов, их
проповедь
о Христе является примером истинной проповеди. На дело
проповеди
они шли не с мечом, не с военной силой, а с Евангелием и
огнем любви
в сердце. Они не страшились никаких опасностей, а во всем
полагались
на Господа. От их искренней горячей проповеди в сердцах
многих жаждущих
людей зарождалась вера во Христа как в Спасителя от
возмездия за
грехи. Истинная вера всегда зарождается от слышания Слова
Божия,
как и сказал апостол Павел:
ПРИЧИСЛЕНИЕ
ВЛАДИМИРА К ЛИКУ СВЯТЫХ
Почему Владимир не сразу был причислен к апостолам? Главным образом потому, что после его смерти в памяти народной еще были свежи воспоминания о его пирах, на которых вино лилось рекой и которые устраивались уже и после принятия христианства. Может ли апостол Христов вести такой образ жизни, какой мы видим у Владимира? Вот почему руководители церкви сразу не решились на такой шаг, как объявление Владимира "святым и равноапостольным", но только в двенадцатом веке отважились на это, стремясь еще более упрочить союз церкви с государством. Господь да будет Судьей князю Владимиру. Он справедливо учтет все обстоятельства и побуждения ибо Он знал мысли Владимира, знал и его сердце. В течение короткого времени вся Русь была объявлена христианской страной, но фактически, в подавляющей массе своего народа, она осталась языческой Русью. Слово Божие и Дух Святой не коснулись основной массы народа, который о Христе не имел должного представления. Но и на той языческой Руси в течении дальнейших веков Дух Божий делал Свое дело. Все, искавшие утешения и помощи от Господа, получили их, несмотря на то, что многие вопросы они не понимали правильно. Бог не вменяет в вину человеку, когда он, по не зависящим от него причинам, не все понимает правильно. Первые священники, как мы уже говорили, прибыли из Греции (Византии) к началу крещения Руси. Первый епископ из Греции прибыл к концу десятого века. Постепенно все больше и больше на Руси появилось греческих православных священников и епископов, которые старались освоить язык русских, дабы говорить им об основах христианства. Но христианство это было, конечно, еще далеко не таким, каким мы видим его в апостольское время. Начиная со второго века, христианская церковь стала постепенно уходить от первохристианства. Уже в четвертом веке, когда церковь стала соединяться с государством, она очень далеко ушла от первохристианства, а в последующие века западная часть христианства (католичество) еще дальше стала уходить от первохристианства, превзойдя в этом отношении восточную часть христианства (православие). ЧТО
УНАСЛЕДОВАЛА РУСЬ ОТ ВИЗАНТИИ? Деление верующих на духовенство и прихожан, особые облачения для духовенства, пышные церемонии при богослужениях, крещение не взрослых, а младенцев, заученные наизусть молитвы, обращение в молитвах к, так называемым, святым угодникам, вставание на колени перед иконами, пренебрежение к проповеди - таков, далеко не полный, перечень шагов ухода христианства от первохристианства. Именно в таком искаженном виде приняли наши предки христианство из Византии. Но даже и в такой, далеко ушедшей от первохристианства, церкви в течение веков многие сердца были согреты лучами любви Христовой, которые пробивались в жаждущие сердца толстые тучи обрядовых форм и разных преданий.
НЕСТОР
- ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
Мы уже говорили о том, что при князе Владимире на Русь прибыло православное духовенство из Греции (Византии). Ярослав поставил перед собой цель - создать русское национальное духовенство. По его приказанию, в Новгороде было устроено училище для мальчиков на триста человек. Из Византии он пригласил на Русь церковных певцов, чтобы они обучали русских церковному пению. В Киеве, по его приказанию, началась постройка знаменитого Софийского собора в честь святой Софии. Этот собор, по примеру Константинопольского собора святой Софии, был богато украшен фресками и мозаикой. В Киеве при Ярославе были так же построены монастыри святого Георгия и Святой Ирины. С этой целью из Византии приглашались мастера. ИЛЛАРИОН - ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЕПИСКОП Как уже было сказано, первый епископ прибыл на Русь из Византии в конце десятого века (в 988 году). Это был епископ Михаил, которому было присвоено звание митрополита. После него стали митрополитами Леонтий, Иоанн и Феопемт. Все они были греками. Когда в 1051 году надо было поставить нового митрополита, Ярослав выдвинул на этот пост священника из русских, по имени Илларион, который стал первым русским епископом. ЦЕРКОВНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ НА РУСИ
Греческое
духовенство, совершавшее крещение Руси, смотрело на
крещаемую Русь,
как на один из пяти патриархатов христианской церкви и
считало такое
положение незыблемым. Но совсем не такие мысли были у
руководителя
Древней Руси Ярослава Мудрого. Он смотрел на
Константинопольский
патриархат, который руководил крещением Руси, как на
временное руководство
церковью на Руси. Он понимал, что греки не откажутся при
удобном
случае подчинить себе Русь и в военном, и в политическом
отношении.
Конечно, в первую очередь, Ярослав Мудрый был
государственным деятелем
и полководцем, а на религию смотрел как на средство для
достижения
своих государственных и военных целей. Он был решительно
против
административного подчинения в дальнейшем русской церкви
греческой;
и даже сделал попытку порвать связь с греческой церковью,
выбрав
русского руководителя. Потомки Ярослава Мудрого не очень
заботились
об этом.
Сразу
после крещения Руси духовенство было привилегированным
сословием
в государстве. Ни один княжеский пир не обходился без
участия в
нем духовенства, которое занимало самые почетные места
после князя.
Князья приближали к себе духовенство как единственных
маломальски
грамотных людей в то время. Многие, так называемые,
духовные лица
были весьма далекими от Христа, но встречались среди
духовенства
отдельные светильники, которые, несмотря на свои некоторые
неверные
понимания, светили светом Христа.
Ярослав Мудрый учредил первую русскую библиотеку, книги для которой переводились на русский язык (то есть на славянский письменный язык, оформившийся уже к тому времени). Эти книги, конечно, писали от руки, потому что никакого книгопечатания в то время еще не было нигде в мире. Они были доступны очень немногим людям, научившимся читать, и к тому же изобиловали многими ошибками, так как русские переписчики не блистали грамотностью. http://www.kurse.ru/index-kurs.files/kurse2/urok17/urok17.htm |
Меню сайтаКатегории разделаФорма входаПоискКалендарь
Архив записейНаш опросСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |