...Христос возлюбил нас и предал Себя за нас..(Еф.5:2).

Среда, 24.04.2024, 22:20

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | ЗАВЕРШЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ | Регистрация | Вход

ЗАВЕРШЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ("МЕЧОМ И ОГНЕМ") В МУРОМЕ И НОВГОРОДЕ

В предыдущем очерке мы говорили о весьма большом событии, совершившемся в конце десятого века, а именно: о крещении Руси князем Владимиром. Крещение Руси продолжалось и в начале одиннадцатого века. Не во всех местах Руси оно происходило одновременно, и не везде оно прошло одинаково спокойно. Сравнительно спокойно оно прошло в Киеве, позднее в городе Муроме произошли серьезные кровопролитные схватки между княжескими дружинниками и народом, который решительно не хотел принимать крещение. Многие были убиты дружинниками, многих насильно столкнули в воду, многие бежали в другие места.
В Новгороде, правда, не было такого побоища, как в Муроме, но и там были большие волнения среди народа, который не мог понять, что с ним делают.
Ошибкой Владимира было применение насильственных мер при крещении. Насилие в делах веры недопустимо, ибо вера и насилие несовместимы. Христианство должно проповедоваться с любовью тем, кто хочет этого. Проповедники Слова Божия должны перед слушателями рисовать чудесный и обаятельный образ Христа. На основании Слова Божия, люди, ищущие правды, должны увидеть свои грехи.

Место крещения Руси

Примером истинного служения Христу является служение апостолов, их проповедь о Христе является примером истинной проповеди. На дело проповеди они шли не с мечом, не с военной силой, а с Евангелием и огнем любви в сердце. Они не страшились никаких опасностей, а во всем полагались на Господа. От их искренней горячей проповеди в сердцах многих жаждущих людей зарождалась вера во Христа как в Спасителя от возмездия за грехи. Истинная вера всегда зарождается от слышания Слова Божия, как и сказал апостол Павел:
"Вера от слышания, а слышание от Слова Божия" (Рим.10:17).


ПРИЧИСЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА К ЛИКУ СВЯТЫХ

Икона князя Владимира
В двенадцатом веке князь Владимир, через сто лет после своей смерти, православной церковью был причислен к лику святых и назван "равноапостольным". К нему стали обращаться молящиеся как к заступнику перед божественным правосудием. Но перед божественным правосудием он, надо полагать, сам виновен в крови тысяч людей, которая была пролита на крещении Руси.
Почему Владимир не сразу был причислен к апостолам? Главным образом потому, что после его смерти в памяти народной еще были свежи воспоминания о его пирах, на которых вино лилось рекой и которые устраивались уже и после принятия христианства. Может ли апостол Христов вести такой образ жизни, какой мы видим у Владимира? Вот почему руководители церкви сразу не решились на такой шаг, как объявление Владимира "святым и равноапостольным", но только в двенадцатом веке отважились на это, стремясь еще более упрочить союз церкви с государством.
Господь да будет Судьей князю Владимиру. Он справедливо учтет все обстоятельства и побуждения ибо Он знал мысли Владимира, знал и его сердце.
В течение короткого времени вся Русь была объявлена христианской страной, но фактически, в подавляющей массе своего народа, она осталась языческой Русью. Слово Божие и Дух Святой не коснулись основной массы народа, который о Христе не имел должного представления. Но и на той языческой Руси в течении дальнейших веков Дух Божий делал Свое дело. Все, искавшие утешения и помощи от Господа, получили их, несмотря на то, что многие вопросы они не понимали правильно. Бог не вменяет в вину человеку, когда он, по не зависящим от него причинам, не все понимает правильно.
Первые священники, как мы уже говорили, прибыли из Греции (Византии) к началу крещения Руси. Первый епископ из Греции прибыл к концу десятого века. Постепенно все больше и больше на Руси появилось греческих православных священников и епископов, которые старались освоить язык русских, дабы говорить им об основах христианства. Но христианство это было, конечно, еще далеко не таким, каким мы видим его в апостольское время.
Начиная со второго века, христианская церковь стала постепенно уходить от первохристианства. Уже в четвертом веке, когда церковь стала соединяться с государством, она очень далеко ушла от первохристианства, а в последующие века западная часть христианства (католичество) еще дальше стала уходить от первохристианства, превзойдя в этом отношении восточную часть христианства (православие).

ЧТО УНАСЛЕДОВАЛА РУСЬ ОТ ВИЗАНТИИ?

Деление верующих на духовенство и прихожан, особые облачения для духовенства, пышные церемонии при богослужениях, крещение не взрослых, а младенцев, заученные наизусть молитвы, обращение в молитвах к, так называемым, святым угодникам, вставание на колени перед иконами, пренебрежение к проповеди - таков, далеко не полный, перечень шагов ухода христианства от первохристианства. Именно в таком искаженном виде приняли наши предки христианство из Византии.

Но даже и в такой, далеко ушедшей от первохристианства, церкви в течение веков многие сердца были согреты лучами любви Христовой, которые пробивались в жаждущие сердца толстые тучи обрядовых форм и разных преданий.


НЕСТОР - ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ


Причислению убитых Святополком Бориса и Глеба к лицу святых предшествовало появление "Сказания о Борисе и Глебе", автором которого был первый русский летописец - Нестор, живший также в одиннадцатом веке.


РУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДУХОВЕНСТВО ПРИ ЯРОСЛАВЕ

Мы уже говорили о том, что при князе Владимире на Русь прибыло православное духовенство из Греции (Византии). Ярослав поставил перед собой цель - создать русское национальное духовенство. По его приказанию, в Новгороде было устроено училище для мальчиков на триста человек. Из Византии он пригласил на Русь церковных певцов, чтобы они обучали русских церковному пению. В Киеве, по его приказанию, началась постройка знаменитого Софийского собора в честь святой Софии. Этот собор, по примеру Константинопольского собора святой Софии, был богато украшен фресками и мозаикой. В Киеве при Ярославе были так же построены монастыри святого Георгия и Святой Ирины. С этой целью из Византии приглашались мастера.

ИЛЛАРИОН - ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЕПИСКОП

Как уже было сказано, первый епископ прибыл на Русь из Византии в конце десятого века (в 988 году). Это был епископ Михаил, которому было присвоено звание митрополита. После него стали митрополитами Леонтий, Иоанн и Феопемт. Все они были греками. Когда в 1051 году надо было поставить нового митрополита, Ярослав выдвинул на этот пост священника из русских, по имени Илларион, который стал первым русским епископом.


ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА РУСИ
Уже к V веку вся христианская церковь во всем тогдашнем мире состояла из пяти патриархатов: Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского, Римского и Константинопольского. В последующие века Римский патриархат стал постепенно отделяться от других четырех патриархатов (патриаршеств) христианской церкви. Наступало время разделения христианской церкви на католичество и православие.
В начале одиннадцатого века антиохийский патриарх Петр писал:
"Пять патриаршеств знаем мы во всем мире, ибо как тело наше управляется пятью чувствами, так и Христово тело - церковь верных управляется пятью чувствами - пятью патриаршими престолами". По мнению патриарха Петра, такое административное деление всей христианской Церкви должно быть на вечные времена.

Памятник Ярославу Мудрому

Греческое духовенство, совершавшее крещение Руси, смотрело на крещаемую Русь, как на один из пяти патриархатов христианской церкви и считало такое положение незыблемым. Но совсем не такие мысли были у руководителя Древней Руси Ярослава Мудрого. Он смотрел на Константинопольский патриархат, который руководил крещением Руси, как на временное руководство церковью на Руси. Он понимал, что греки не откажутся при удобном случае подчинить себе Русь и в военном, и в политическом отношении. Конечно, в первую очередь, Ярослав Мудрый был государственным деятелем и полководцем, а на религию смотрел как на средство для достижения своих государственных и военных целей. Он был решительно против административного подчинения в дальнейшем русской церкви греческой; и даже сделал попытку порвать связь с греческой церковью, выбрав русского руководителя. Потомки Ярослава Мудрого не очень заботились об этом.
После смерти Ярослава Русь уже не была сильным централизованным государством, как при нем, потому что была разделена между его сыновьями, которые не всегда были дружны между собой. Вопрос о полной независимости русской церкви от греческой после смерти Ярослава перестал ставиться. К концу одиннадцатого века на Руси духовенство уже было по своему составу почти целиком русское, но митрополит присылался из Константинополя, и сама русская церковь считалась частью Византийской церкви, одной из ее митрополий. В политическом отношении это особой угрозы независимости Руси уже не представляло, потому что былое могущество Византии шло к своему закату, да и все духовенство на Руси, кроме митрополита, было русское.
Итак, непосредственным административным и духовным руководителем русской церкви считался Константинопольский патриарх; русская церковь была одной из его митрополий. В списке митрополий Константинопольского патриарха она стояла на самом последнем месте, хотя по своей громадной территории была самой крупной митрополией. Следует отметить, что на территории всей Византии была 61 митрополия, в то время как вся громадная территория русской церкви считалась одной митрополией. Вся территория Руси была в церковном отношении также разделена на епархии, во главе которых стояли епископы, непосредственно подчинявшиеся митрополиту. Каждый епископ руководил священниками вверенной ему епархии.
В христианстве в одиннадцатом веке была следующая картина. В римском патриархате уже почти все духовенство было безбрачным, независимо от того, принадлежали они к монахам или нет. В четырех же восточных патриархатах (в православии) все высшее духовенство (патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы) были монахами, а среди прочего духовенства, то есть среди священников и диаконов, могли быть и женатые служители, и монашествующие. Вначале на Руси от этого порядка православной церкви было сделано отступление; когда стали ставить епископов из русских, то почти совсем не было монахов. Но потом, по мере умножения монашествующих, преимущество в епископском служении стало оказываться им, и, наконец, монашество стало обязательным условием для епископского сана.

Монахи

Сразу после крещения Руси духовенство было привилегированным сословием в государстве. Ни один княжеский пир не обходился без участия в нем духовенства, которое занимало самые почетные места после князя. Князья приближали к себе духовенство как единственных маломальски грамотных людей в то время. Многие, так называемые, духовные лица были весьма далекими от Христа, но встречались среди духовенства отдельные светильники, которые, несмотря на свои некоторые неверные понимания, светили светом Христа.


ПЕРВАЯ РУССКАЯ БИБЛИОТЕКА

Ярослав Мудрый учредил первую русскую библиотеку, книги для которой переводились на русский язык (то есть на славянский письменный язык, оформившийся уже к тому времени). Эти книги, конечно, писали от руки, потому что никакого книгопечатания в то время еще не было нигде в мире. Они были доступны очень немногим людям, научившимся читать, и к тому же изобиловали многими ошибками, так как русские переписчики не блистали грамотностью.
http://www.kurse.ru/index-kurs.files/kurse2/urok17/urok17.htm

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0