...Христос возлюбил нас и предал Себя за нас..(Еф.5:2).

Четверг, 25.04.2024, 01:17

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Историческая Справка 1 | Регистрация | Вход

Положение христиан при Адриане и Антонине Пие

Император Адриан в лавровом венке.
Середина 2 в.

События, связанные с еврейскими восстаниями, поглощали все внимание Адриана и отвлекли его от борьбы с христианством. В конце своей жизни Адриан издал указ о том, что христиан не должно наказывать, если они не совершают государственных преступлений.
В 138 году на римский престол взошел представитель новой династии Тит Авралий Фульвий под именем Антонина Пия. До своего избрания на престол он был консулом. Антонин подтвердил последний указ Адриана о христианах.
Царствование Антонина Пия было спокойным для христиан; сильных гонений не было, были лишь отдельные случаи грубого произвола со стороны местных властей.

 

 

 

Апологет христианства-философ Иустин

Философ Иустин Мученик.

В этот период исключительным авторитетом среди христиан пользовался грек Иустин. Он был уроженцем Флавии, находившейся на месте бывшей Самарифи, изучал греческих философов, в особенности Платона. (Евсевий называет Иустина истинным любителем истинной философии). От греческой философии к почитанию Бога Иустин обратился не бездумно, а по рассуждению, о чем сам писал: "... слыша клевету на христиан и видя, как они бесстрашны перед смертью и всем, что считается страшным, я поддумал: невозможно, чтобы такие люди жили в пороках и наслаждениях..." Он принял христианство и жил главным образом в Риме, но нередко бывал и во многих других общинах. Иустин был апологетом (защитником) христианства. Он написал апологетический труд в форме разговора с неким иудеем Трифоном. Этот труд пользовался большой популярностью.


Обращался Иустин в своей апологии и к римскому императору, и к сенату, и ко всему римскому
народу. Он подробно рассказывал о своих религиозных исканиях и о том, как он, наконец, нашел Христа. Апология Иустина содержит смелый протест против преследования христиан за их религиозные убеждения. За первым апологетическим трудом последовал и ряд других трудов, в которых Иустин твердо защищал христианское учение. Иустин, как философ, имел право носить плащ философа, как это было принято в то время. Это давало ему авторитет в глазах язычников и привлекало много народа на его беседы. Язычники приходили послушать его как философа, но он, конечно, не упускал возможности засвидетельствовать о Христе. Он говорил, что и величайшие мыслители древности - Сократ, Гераклит и другие, были отчасти руководимы Богом, хотя они и не имели правильного богопознания, но слушались голоса совести (голоса Божия) и поэтому, сами того не ведая, в целом ряде вопросов были послушны неведомому для них Богу.

 

Император-философ Марк Аврелий

Император Марк Аврелий (в центре слева) приносит жертву Юпитеру.

В 161 году после смерти императора Антония Пия на римский престол взошел усыновленный им Марк Анний Вер, под именем Антонина Младшего. Однако Антонин Младший более известен под именем Марка Аврелия; под этим именем он и вошел в историю как философ. Двадцати пяти лет от роду, он, под влиянием философа Юния Рустика, увлекся стоической философией. Стоики проповедовали обуздание плотских страстей, и в этом их положительная сторона. Но они воспевали самоубийство и смотрели на самоубийц как на героев, мужественно решивших покинуть этот мир.

Марк Аврелий написал двенадцать книг в виде дневника под названием «Самому себе». Этот философ-император, который писал, что надо терпеть плохих людей и смотреть на них как на заблуждающихся братьев; который писал, что все люди должны стремиться быть справедливыми; что он готов ночи проводить за исследованием государственного дела, лишь бы не причинить никому несправедливости.
Время его царствования не было отмечено массовыми гонениями на христиан.
Евсевий пишет ("Церковная история" - книга пятая): "Кесарь Марк Аврелий перед сражением с германцами оказался в безвыходном положении - его войско обессилело от жажды. Воины из его Мелитинского легиона с верой опустились на колени и обратились с мольбой к Богу. Зрелище для врагов было удивительным, страшная гроза обратила их в бегство и погубила. Ливень, хлынувший в ответ на молитвы, восстановил силы всего войска, бывшего на краю гибели. Рассказ об этом есть и у писателей, далеких от нашей веры, но излагающих те же события; есть и у наших, которые, сроднившись с истиной, передают факты просто и бесхитростно. Один из них Апполинарий, говорит, что легион, по молитве которого произошло чудо, получил от императора наименование, которое на латыни означает "молниеносный". Свидетельствует об этом и почтенный Тертуллиан, обратившийся к Римскому сенату с Апологией нашей веры. По его словам, до сих пор ходят письма Марка, императора весьма разумного, в которых он свидетельствует, что его войско в Германии почти погибало без воды и спаслось молитвами христиан. По словам Тертуллиана, император грозил смертью нашим обвинителям. Тертуллиан заключает свою Апологию такими словами: "Что это за законы, которые применяют против нас только безбожные, жестокие правители? Их не соблюдал Веспасиан, хоть и победитель иудеев; частично зачеркнул их Троян, запрещая разыскивать христиан; их не подтвердили ни Адриан, который вмешивался во все, ни император Марк Аврелий, прозванный "Благочестивым" и "Благословенным".
Положение христиан изменилось лишь в последние годы правления Марка Аврелия. Евсевий пишет: "Шел 17 год царствования императора Марка Аврелия, когда в некоторых областях вспыхнуло страшное гонение на нас: по городам поднялся на нас народ".

Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа

Поликарп - епископ Смирны.

Существует предание, основанное на сообщении самого Иустина о своих предчувствиях, а также на свидетельстве Татиана о происках философа Крискента (Кресцента) против Иустина.
Иустин, часто беседуя с Крискентом, в присутствии слушателей поправлял его и, в конце концов, отстаивая истину, получил в награду венец мученичества.

Он, предвидя свой конец, так и пишет: "Я ожидаю, что ... кто-нибудь будет злоумышлять против меня и наденет на меня колодки, вот хотя бы Крискент; любит он вовсе не мудрость, а шумиху. Недостоин имени философа, человек, который говорит о том, чего не знает. Он публично заявляет, что христиане безбожники и нечестивцы, чтобы доставить удовольствие толпе. Он кидается на нас, или не зная Христова учения, и тогда он негодяй из негодяев, так как говорит, чего не знает и дает ложные показания. Или же, узнав это учение, он не понял его величия, или боится, чтобы его не заподозрили, будто и он христианин. Тогда он глупейший негодяй, раб страха и бессмысленного общепринятого мнения. Предложив ему несколько вопросов, я понял, что он ничего не знает, и уличил его в этом".
О том, что Иустин кончил жизнь, как и предполагал, от козней

Крискента, многократно свидетельствовал Татиан: "Крискент, угнездившийся в великом городе, выделялся любовью к отрокам и был весьма сребролюбив. Он постарался предать смерти Иустина. Так как тот, проповедуя истину, изобличил в нем обжору и обманщика".
Неприязнь к Иустину философа Крискента разрешилась особым доносом на него римскому правительству. Иустина осудили на смерть. Умер он, по всей вероятности, в 166 году.
Вслед за Иустином был казнен Поликарп, который был учеником Иоанна и лично им был рукоположен на служение в последние годы жизни апостола. Тогда Поликарп был молодым человеком, во времена же Марка Аврелия он был глубоким старцем. Арестован он был в Малой Азии и публично сожжен на костре в 166 году. Когда его обьяло пламя, он горячо молился, прославляя Христа.

 

Гонения в Галлии
Во втором веке сильное гонение на христиан было в Галлии (Франции). Оно началось в 177 году и продолжалось десять лет. Первой жертвой этого гонения стал престарелый епископ Пофин, который посеял семена Евангелия в Галлии, придя туда из Малой Азии. Умер он в своей камере после одного из допросов.
Исключительную стойкость проявила девушка - рабыня по имени Бландина. Она уверовала во Христа через свою хозяйку. Бландина была завернута в красную сеть и брошена быку, который бодал ее рогами. Затем один солдат добил ее копьем. "На ней Христос показал, что ничтожное, незаметное и презренное у людей, у Бога прославлено за любовь к Нему, проявленную не напоказ, а в действии" (Евсевий, книга 5).

Языческий философ Цельс
Во втором веке в борьбе с христианством подвизался языческий философ Цельс. Он решил своим пером нанести сокрушительный удар по христианству. Цельс по своим философским воззрениям был эпикурейцем, то есть последователем Эпикура, который учил, что не следует сдерживать своих желаний и что от жизни надо брать все, что только можно взять.
В своем сочинении "Истинное слово против христиан", написанное около 150 года, Цельс собрал все, что говорили язычники в опровержение христианства. Но он пошел еще дальше, утверждая, что Христос научился чародейству в Египте, и Своим волшебством сумел привлечь к Себе много людей, которым внушил, что Он рожден от девы. По словам Цельса, Христос со своими учениками вел жалкую, беглую жизнь и, наконец, будучи преданным одним из Своих последователей, принял постыдную смерть. Цельс ненавидел иудейство, и в его представлении христианство было не больше, как произведение иудейства.
Цельс старался опровергнуть и все остальные догматы христианства. В частности, он писал, что воплощение Бога на земле несообразно с Его неизменяемостью, а также с неизменяемостью мира, который создан раз и навсегда, и никаких изменений в нем быть не может. Воскресение Христа он считал обманом. Искупление людей Христом он так же не признавал и считал такое искупление совершенно ненужным, потому что не видел себя грешником.
Через сто лет после написания Цельсом этого произведения основательным опровержением его занялся апологет (защитник) христианства Ориген, который написал в 249 году восемь книг под общим названием "Против Цельса". Ссылаясь на ветхозаветные пророчества, на учение Христа и апостолов и на историю, Ориген опровергает Цельса. Он показал, что христианство, в отличие от язычества, довольно сильно воздействует на поведение людей - на них воздействует чистота Христа и Его последователей, и что христиане непредвзято относятся к поискам истины.

Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
В 180 году после смерти Марка Аврелия на римский престол взошел его сын Коммод. Под влиянием своей наложницы Марии он щадил христиан и даже многих из них вернул из ссылки. Последние два десятилетия второго века прошли для христиан спокойно по всей Римской империи.
Евсевий пишет об этом: "С Коммодом пришло для нас время тихое, относиться к нам стали мягче, и Церковь, по милости Божией, жила в мире. Спасительное учение начало приводить всякое звание к благочестивому служению Богу, Творцу всего; в Риме многие, известные богатством и родовитостью, вместе со всем домом и всей родней шли по пути спастения. Демон стал строить нам разные козни: в Риме, например, привел на суд Аполлония, человека известного среди верующих своим философским образованием, подучив его слугу обвинить хозяина. По императорскому указу слугу, как доносчика, следовало казнить, и ему тотчас перебили голени. Судья умолял и упрашивал Аполлония защищаться. Он произнес убедительнейшую апологию исповедания им веры, и был по постановлению сената обезглавлен".

Лжеучения во втором веке
Необходимо остановиться также и на лжеучениях, которые имели место среди христиан во втором веке. Еще в апостольский период среди

учеников Христа встречались ереси. Апостол Павел писал Тимофею:

 

Гностицизм
Корни этого учения уходят в новозаветные времена. Против гностицизма было направлено Первое Послание апостола Иоанна и Послание к Колоссянам апостола Павла. "Гностицизм" происходит от греческого "гносис" - знание. Гностики считали материю воплощением зла и пытались создать такую философскую систему, в которой Бог как дух не был связан со злом, а человек мог соотноситься с Богом духовной стороной своей природы; они попытались объединить христианство с греческой философией. Это была система, которая обещала спасение через знание. Если человек желал достигнуть спасения, он мог сделать это путем отречения от материального мира и стремления к миру духовному.
Колыбелью гностицизма является город Александрия. Гностики разделялись на ряд сект.
Во втором веке количество гностиков умножилось, их группы были многочисленны, а идеи разнообразны. Они усиленно пытались сеять свое лжеучение во всех христианских общинах. Чтобы объяснить Христа, они придумали несколько теорий: либо Христос был призраком, материальность Которого была лишь кажущейся; либо Христос вошел в человеческое тело Иисуса лишь на короткий период - между крещением Иисуса и началом Его страданий на кресте, затем Христос покинул тело, и на кресте умер человек Иисус. Задачей же Христа было дать человеку особое знание - "гносис", которое помогло бы ему спастись силой своего разума. Они не отрицали, что спасение, в котором нуждалась лишь душа, духовная часть человека, могло начаться с веры, однако особый "гносис", который Христос передал элите, узкому кругу людей, был, по мнению гностиков, гораздо более действенным в процессе спасения. Гностицизм порождал духовную гордость.

Культ Симона волхва
Предшественником гностицизма считается Симон-волхв, о котором мы читаем в Священном Писании:
"Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого; ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги" (Деян. 8:9-20).
Предание говорит, что этот Симон подвизался в Александрии, посещал Рим и высказывал мысли, которые впоследствии развивали гностики.
Иустин-философ, о котором мы уже говорили, свидетельствует, что в его время (около 140 года) многие самаряне (где раньше жил Симон) поклонялись ему, как богу. Культ Симона вскоре пал, а учение гностиков, впитавшее в себя многие взгляды Симона, существовало и долго еще пыталось вторгаться в христианские общины.

Вожди гностицизма
Из лжеучителей II века следует упомянуть Сатурнина, Василида и Маркиона. Секты, ими основанные, были разновидностями гностицизма. Все они в своем учении отвергали самое главное в христианстве - божественность Христа, крест Голгофы, то есть искупительную жертву Христа, надеясь получить спасение своими заслугами. Все эти секты особенно усиленно действовали во втором веке, затем их деятельность пошла на убыль, и, наконец, они совершенно распались и исчезли. Остатки некоторых из них еще сохранились до пятого века. Одним из вождей гностицизма был некий Керинф, родом из Иудеи, получивший образование в Александрии, живший в Ефесе, где он виделся с апостолом Иоанном в последние годы его жизни. От прочих гностиков Керинф отличался лишь тем, что не считал материю злой силой и допускал мысль о воскресении тел. Христос изображался им как обыкновенный человек, родившийся, как рождаются все люди.

Гностическая секта евионитов
Известно, что во втором веке существовала гностическая секта евионитов. Это слово происходит от еврейского слова, означающего "бедный". Или евиониты сами хотели этим названием подчеркнуть свою духовную нищету, или так прозвали их противники - неизвестно. Неизвестен и основатель этой секты. От других гностиков они отличались тем, что признавали Творцом мира Бога, а не какое-то духовное существо, удалившееся от Бога. Заблуждение их состояло в том, что они, как и прочие гностики, учили, что Иисус был простым смертным человеком. Евионитство существовало в Персии и Сирии до конца четвертого столетия. Евиониты строго соблюдали иудейские обычаи: совершали обрезание и отмечали день субботний. Этим они отделяли себя от прочих гностиков и держались обособленно.

Борьба христиан с гностицизмом во втором веке
Гностицизм не смог заглушить христианства. Скажем даже больше: он принес некоторую пользу христианству. Господь допускает лжеучения для испытания истинной веры у христиан. Человек, горячо любящий Христа, не пойдет ни за каким лжеучением. Христианин может сам не разобраться в своих чувствах ко Христу, но лжеучение, с которым он соприкоснулся, выявит его подлинное отношение ко Христу. Если в сердце мало огня любви к Спасителю, то ум такого христианина запутается в философских дебрях, он пойдет за лжеучителем. Если гностицизм и увел из христианских общин некоторых христиан, то он этим очистил христианские общины, освободив их от легковесной соломы.
С гностицизмом христианам пришлось вести упорную борьбу, а для этого нужно было вооружаться Словом Божиим, глубже изучать его. Таким образом гностицизм способствовал тому, что среди христиан проявились глубокие толкователи Слова Божия.
Гностики заимствовали многое у языческих философов Греции, Египта, Персии. Для того, чтобы опровергать гностиков, нужно было знать то, на что они опирались. Таким образом, при посредстве гностиков, многие служители Христа вынуждены были познакомиться с языческой классической литературой, что расширило их кругозор. Сердце, любящее Христа, впитывает из всего того, что читает, все светлое и прекрасное и отвращается от всего плохого. Читая подобную литературу, служители Христа не принимали ошибочных представлений, но обогащали свой ум теми знаниями, которые им могли быть полезны. И когда гностицизм, сам того не ведая, выполнил свою миссию в отношении Церкви Христовой, Господь положил конец его существованию.
Обособление духовенства во втором веке
Второй век характерен тем, что в этот период очень заметной стала разница между служителями церкви и рядовыми христианами. Семена, посеянные апостольскими учениками, стали приносить плоды. Личность служителя церкви, в особенности епископа, все больше и больше возвышалась. Первоначально не было в христианстве обособленного священнического звания. Вначале все обращенные ко Христу люди шли и проповедовали Христа. Если же в том или ином месте находилось значительное количество христиан, то они регулярно собирались на богослужебные собрания, преломляли хлеб и поучали друг друга. В таких маленьких общинах не было специальных проповедников, каждый христианин мог говорить то, что у него было на сердце. Христианские общины росли, и апостолы, посещая их, рукополагали в них выбранных старейшин (или, как они еще назывались, пресвитеров или епископов). Диаконы тоже избирались общиной и несли хозяйственное служение. Такой простой порядок был в христианстве апостольского периода.
По мере того, как общины численно росли, к служению проповедью стали допускаться не все, а более способные христиане, имеющие в этом служении особый дар от Господа. А все христиане продолжали оставаться священством Христовым, так как служение проповедью - это лишь один из видов служения Христу. Остальные христиане совершали другое служение: посещали больных, утешали скорбящих, увещевали заблуждающихся и т.д. Каждый чувствовал себя священником Бога Всевышнего, и каждый считал себя обязанным совершать какое-либо служение. Мысль об отделении привилегированного священнического сословия от остальных верующих чужда учению Христа и апостолов.
Во втором веке мы видим некоторые изменения. Появилась уже трехступенная система служителей церкви: епископы (наблюдатели за целым рядом общин), пресвитеры (руководители общин) и диаконы (помощники пресвитеров). Это было вызвано изменившимися условиями. Когда количество общин возросло, то, естественно, возникла необходимость в духовных наблюдателях за деятельностью ряда близлежащих друг от друга общин. В связи с ростом числа общин и числа членов общин христианам приходилось создавать более приемлемые в соответствующих условиях формы церковной организации. Поэтому Христос в Своем учении и не оставил ясного указания о формах управления церковью. Но один незыблемый принцип был дан христианам на все века, а именно: все христиане должны представлять из себя всеобщее священство и все служители церкви должны скромно нести свое служение, не возвышаясь над остальными верующими. Никакие условия времени не должны нарушать этот основной принцип Церкви Христовой. Однако, воодушевленные посланиями апостольских учеников, допустившими в этом вопросе отклонения от учения Христа и апостолов, епископы стали требовать по отношению к своей персоне больше почестей.
Во втором веке служители церкви еще не оставляли своих гражданских занятий, своего ремесла. Они зарабатывали себе и своей семье пропитание своим трудом, а в общине трудились безвозмездно. Лишь такие служители, которые несли особое благовестническое служение, связанное с постоянными разъездами по общинам, жили на добровольные пожертвования верующих.
Внешне служители церкви во втором веке не отличались от остальной массы верующих. Мы нигде не видим, чтобы служители этого периода носили какие-то особые облачения, особую одежду.
О крещении младенцев мы не находим нигде никаких сведений, из чего следует заключить, что во втором веке христиане еще твердо придерживались учения Христа и апостолов в этом вопросе.
Таким образом, можно сказать, что единственное отступление от первохристианства во втором веке заключается в том, что на епископов, пресвитеров и диаконов начали смотреть, как на особое сословие среди верующих, и эти должности в церкви постепенно переставали быть выборными: служители церкви стали причислять себя к особой категории верующих.
Второй век христианской истории был веком тяжелых испытаний для христиан. В этот век ярко просияла замечательная особенность христианства. Оно побеждало при кажущихся поражениях, оно расцветало при кажущемся умирании. Гонения не уничтожили христианства, а еще более укоренили его.

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0