Положение
христиан при Адриане и Антонине Пие
События,
связанные с еврейскими восстаниями, поглощали все
внимание Адриана
и отвлекли его от борьбы с христианством. В конце своей
жизни
Адриан издал указ о том, что христиан не должно
наказывать, если
они не совершают государственных преступлений.
|
||
Апологет
христианства-философ Иустин
В этот период исключительным авторитетом среди христиан пользовался грек Иустин. Он был уроженцем Флавии, находившейся на месте бывшей Самарифи, изучал греческих философов, в особенности Платона. (Евсевий называет Иустина истинным любителем истинной философии). От греческой философии к почитанию Бога Иустин обратился не бездумно, а по рассуждению, о чем сам писал: "... слыша клевету на христиан и видя, как они бесстрашны перед смертью и всем, что считается страшным, я поддумал: невозможно, чтобы такие люди жили в пороках и наслаждениях..." Он принял христианство и жил главным образом в Риме, но нередко бывал и во многих других общинах. Иустин был апологетом (защитником) христианства. Он написал апологетический труд в форме разговора с неким иудеем Трифоном. Этот труд пользовался большой популярностью.
|
||
Император-философ
Марк Аврелий
В 161 году после смерти императора Антония Пия на римский престол взошел усыновленный им Марк Анний Вер, под именем Антонина Младшего. Однако Антонин Младший более известен под именем Марка Аврелия; под этим именем он и вошел в историю как философ. Двадцати пяти лет от роду, он, под влиянием философа Юния Рустика, увлекся стоической философией. Стоики проповедовали обуздание плотских страстей, и в этом их положительная сторона. Но они воспевали самоубийство и смотрели на самоубийц как на героев, мужественно решивших покинуть этот мир. Марк
Аврелий написал двенадцать книг в виде дневника под
названием
«Самому себе». Этот философ-император, который писал,
что надо
терпеть плохих людей и смотреть на них как на
заблуждающихся братьев;
который писал, что все люди должны стремиться быть
справедливыми;
что он готов ночи проводить за исследованием
государственного
дела, лишь бы не причинить никому несправедливости. |
||
Мученическая
смерть Иустина-философа и Поликарпа
Существует
предание, основанное на сообщении самого Иустина о своих
предчувствиях,
а также на свидетельстве Татиана о происках философа
Крискента
(Кресцента) против Иустина. Он,
предвидя свой конец, так и пишет: "Я ожидаю, что ...
кто-нибудь
будет злоумышлять против меня и наденет на меня колодки,
вот хотя
бы Крискент; любит он вовсе не мудрость, а шумиху.
Недостоин имени
философа, человек, который говорит о том, чего не знает.
Он публично
заявляет, что христиане безбожники и нечестивцы, чтобы
доставить
удовольствие толпе. Он кидается на нас, или не зная
Христова учения,
и тогда он негодяй из негодяев, так как говорит, чего не
знает
и дает ложные показания. Или же, узнав это учение, он не
понял
его величия, или боится, чтобы его не заподозрили, будто
и он
христианин. Тогда он глупейший негодяй, раб страха и
бессмысленного
общепринятого мнения. Предложив ему несколько вопросов, я
понял,
что он ничего не знает, и уличил его в этом". Крискента,
многократно свидетельствовал Татиан: "Крискент,
угнездившийся
в великом городе, выделялся любовью к отрокам и был
весьма сребролюбив.
Он постарался предать смерти Иустина. Так как тот,
проповедуя
истину, изобличил в нем обжору и обманщика".
|
||
Гонения
в Галлии |
||
Языческий
философ Цельс
![]() В своем сочинении "Истинное слово против христиан", написанное около 150 года, Цельс собрал все, что говорили язычники в опровержение христианства. Но он пошел еще дальше, утверждая, что Христос научился чародейству в Египте, и Своим волшебством сумел привлечь к Себе много людей, которым внушил, что Он рожден от девы. По словам Цельса, Христос со своими учениками вел жалкую, беглую жизнь и, наконец, будучи преданным одним из Своих последователей, принял постыдную смерть. Цельс ненавидел иудейство, и в его представлении христианство было не больше, как произведение иудейства. Цельс старался опровергнуть и все остальные догматы христианства. В частности, он писал, что воплощение Бога на земле несообразно с Его неизменяемостью, а также с неизменяемостью мира, который создан раз и навсегда, и никаких изменений в нем быть не может. Воскресение Христа он считал обманом. Искупление людей Христом он так же не признавал и считал такое искупление совершенно ненужным, потому что не видел себя грешником. Через сто лет после написания Цельсом этого произведения основательным опровержением его занялся апологет (защитник) христианства Ориген, который написал в 249 году восемь книг под общим названием "Против Цельса". Ссылаясь на ветхозаветные пророчества, на учение Христа и апостолов и на историю, Ориген опровергает Цельса. Он показал, что христианство, в отличие от язычества, довольно сильно воздействует на поведение людей - на них воздействует чистота Христа и Его последователей, и что христиане непредвзято относятся к поискам истины. |
||
|
||
Лжеучения
во втором веке учеников Христа встречались ереси. Апостол Павел писал Тимофею:
|
||
Гностицизм |
||
Культ
Симона волхва
Предшественником гностицизма считается Симон-волхв, о котором мы читаем в Священном Писании: "Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого; ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги" (Деян. 8:9-20). Предание говорит, что этот Симон подвизался в Александрии, посещал Рим и высказывал мысли, которые впоследствии развивали гностики. Иустин-философ, о котором мы уже говорили, свидетельствует, что в его время (около 140 года) многие самаряне (где раньше жил Симон) поклонялись ему, как богу. Культ Симона вскоре пал, а учение гностиков, впитавшее в себя многие взгляды Симона, существовало и долго еще пыталось вторгаться в христианские общины. |
||
Вожди
гностицизма |
||
Гностическая
секта евионитов |
||
Борьба
христиан с гностицизмом во втором веке
Гностицизм не смог заглушить христианства. Скажем даже больше: он принес некоторую пользу христианству. Господь допускает лжеучения для испытания истинной веры у христиан. Человек, горячо любящий Христа, не пойдет ни за каким лжеучением. Христианин может сам не разобраться в своих чувствах ко Христу, но лжеучение, с которым он соприкоснулся, выявит его подлинное отношение ко Христу. Если в сердце мало огня любви к Спасителю, то ум такого христианина запутается в философских дебрях, он пойдет за лжеучителем. Если гностицизм и увел из христианских общин некоторых христиан, то он этим очистил христианские общины, освободив их от легковесной соломы. С гностицизмом христианам пришлось вести упорную борьбу, а для этого нужно было вооружаться Словом Божиим, глубже изучать его. Таким образом гностицизм способствовал тому, что среди христиан проявились глубокие толкователи Слова Божия. Гностики заимствовали многое у языческих философов Греции, Египта, Персии. Для того, чтобы опровергать гностиков, нужно было знать то, на что они опирались. Таким образом, при посредстве гностиков, многие служители Христа вынуждены были познакомиться с языческой классической литературой, что расширило их кругозор. Сердце, любящее Христа, впитывает из всего того, что читает, все светлое и прекрасное и отвращается от всего плохого. Читая подобную литературу, служители Христа не принимали ошибочных представлений, но обогащали свой ум теми знаниями, которые им могли быть полезны. И когда гностицизм, сам того не ведая, выполнил свою миссию в отношении Церкви Христовой, Господь положил конец его существованию. |
||
Обособление
духовенства во втором веке Второй век характерен тем, что в этот период очень заметной стала разница между служителями церкви и рядовыми христианами. Семена, посеянные апостольскими учениками, стали приносить плоды. Личность служителя церкви, в особенности епископа, все больше и больше возвышалась. Первоначально не было в христианстве обособленного священнического звания. Вначале все обращенные ко Христу люди шли и проповедовали Христа. Если же в том или ином месте находилось значительное количество христиан, то они регулярно собирались на богослужебные собрания, преломляли хлеб и поучали друг друга. В таких маленьких общинах не было специальных проповедников, каждый христианин мог говорить то, что у него было на сердце. Христианские общины росли, и апостолы, посещая их, рукополагали в них выбранных старейшин (или, как они еще назывались, пресвитеров или епископов). Диаконы тоже избирались общиной и несли хозяйственное служение. Такой простой порядок был в христианстве апостольского периода. По мере того, как общины численно росли, к служению проповедью стали допускаться не все, а более способные христиане, имеющие в этом служении особый дар от Господа. А все христиане продолжали оставаться священством Христовым, так как служение проповедью - это лишь один из видов служения Христу. Остальные христиане совершали другое служение: посещали больных, утешали скорбящих, увещевали заблуждающихся и т.д. Каждый чувствовал себя священником Бога Всевышнего, и каждый считал себя обязанным совершать какое-либо служение. Мысль об отделении привилегированного священнического сословия от остальных верующих чужда учению Христа и апостолов. Во втором веке мы видим некоторые изменения. Появилась уже трехступенная система служителей церкви: епископы (наблюдатели за целым рядом общин), пресвитеры (руководители общин) и диаконы (помощники пресвитеров). Это было вызвано изменившимися условиями. Когда количество общин возросло, то, естественно, возникла необходимость в духовных наблюдателях за деятельностью ряда близлежащих друг от друга общин. В связи с ростом числа общин и числа членов общин христианам приходилось создавать более приемлемые в соответствующих условиях формы церковной организации. Поэтому Христос в Своем учении и не оставил ясного указания о формах управления церковью. Но один незыблемый принцип был дан христианам на все века, а именно: все христиане должны представлять из себя всеобщее священство и все служители церкви должны скромно нести свое служение, не возвышаясь над остальными верующими. Никакие условия времени не должны нарушать этот основной принцип Церкви Христовой. Однако, воодушевленные посланиями апостольских учеников, допустившими в этом вопросе отклонения от учения Христа и апостолов, епископы стали требовать по отношению к своей персоне больше почестей. Во втором веке служители церкви еще не оставляли своих гражданских занятий, своего ремесла. Они зарабатывали себе и своей семье пропитание своим трудом, а в общине трудились безвозмездно. Лишь такие служители, которые несли особое благовестническое служение, связанное с постоянными разъездами по общинам, жили на добровольные пожертвования верующих. Внешне служители церкви во втором веке не отличались от остальной массы верующих. Мы нигде не видим, чтобы служители этого периода носили какие-то особые облачения, особую одежду. О крещении младенцев мы не находим нигде никаких сведений, из чего следует заключить, что во втором веке христиане еще твердо придерживались учения Христа и апостолов в этом вопросе. Таким образом, можно сказать, что единственное отступление от первохристианства во втором веке заключается в том, что на епископов, пресвитеров и диаконов начали смотреть, как на особое сословие среди верующих, и эти должности в церкви постепенно переставали быть выборными: служители церкви стали причислять себя к особой категории верующих. Второй век христианской истории был веком тяжелых испытаний для христиан. В этот век ярко просияла замечательная особенность христианства. Оно побеждало при кажущихся поражениях, оно расцветало при кажущемся умирании. Гонения не уничтожили христианства, а еще более укоренили его. |