...Христос возлюбил нас и предал Себя за нас..(Еф.5:2).

Пятница, 19.04.2024, 23:39

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | "Великий Раскол 1054 г." | Регистрация | Вход

ВВЕДЕНИЕ

 

Где надо искать причины раскола 1054 года и каковы его последствия? Надо ли искать причины в том году, когда это произошло и в тех людях, которые жили тогда или причины раскола находятся глубже, в глубине веков и в самой сути греха и невежества? Какова была тенденция причин, которые привели к тому, что христианский мир раскололся на 2 большие части. Существует ли и сейчас этот раскол?

Конечно, такое большое событие имела свою предысторию.

Иисус предупреждал, что врата ада будут атаковать Церковь. Но, слава Богу, что эти самые врата её не одолеют. То, что произошло в 1054 году, было спланировано  дьяволом, и дьявол всеми силами стремился одолеть Христову церковь, через раскол. У него много времени, в отличие от людей. Свой замысел он стал осуществлять в тот самый момент, когда была образована церковь. И свой один из самых сильных ударов, он нанёс именно в 1054 году. В тот год лидеры православных церквей и церкви католической придали друг друга анафеме, отлучению. Раскол, вот чего хотел дьявол. Бог хотел единства. В тот день, когда собравшиеся в Иерусалиме были едины духом, на них сошёл Дух Святой, дьявол же хотел обратного.

Но дьявол проиграл лишь по той причине, что Бог никогда не оставит свой народ. Бог Духом Святым всегда прибывал в людях, которые и донесли до нас учкение Христа.

Что касается самой причины, так она в том, что люди от поколения к поколению уходили от истин, сказанных в Писании, всё больше и больше утверждаясь в своих ошибках. Руководители церквей уходили постепенно от главного – Иисуса Христа и Его учения, они второстепенные вопросы поставили на первое место. Так же были совершены ошибки в непосредственном управлении церковью. Не человеческие амбиции должны руководить церковью, но желание исполнить Божью волю, которая выражается в том, что бы освободить как можно больше людей от рук сатаны и привести этих освобождённых к Иисусу.

  1. ОШИБКИ АПОСТОЛЬСКИХ УЧЕНИКОВ

 

В апостольских христианских общинах существовало два рода служителей: старейшины и диаконы. Старейшины должны были заботиться о духовных нуждах членов общины, а диаконы о хозяйственных нуждах общины. Старейшины назывались также пресвитерами или епископами (наблюдателями). В обязанности старейшин входило совершение крещений и хлебопреломлений. Но это не давало им право возвышаться над другими верующими и требовать к своей персоне особых почестей. Апостол Павел был очень твердым человеком в вопросах веры, он не допускал никаких отклонений от учения Христа: в борьбе со грехом, в борьбе за чистоту евангельского учения он был несгибаемым воином Христовым. Но он ни от кого не требовал преклонения перед своей персоной, он нигде и никогда не возвеличивал свою личность, не стремился вокруг себя создавать ореол величия. Апостольские ученики в этом отношении допустили некоторое отклонение. В посланиях апостольских учеников, в отличие от посланий апостолов, звучат требования о высшей почести для епископов. Игнатий написал в течение своей поездки из Антиохии в Рим семь писем. И во всех этих письмах видно желание возвеличить служителей Христовых. Из этих посланий мы видим, что была создана трехъярусная система служителей: епископат, пресвитериат и диаконат. И все эти послания подготовили почву для разделения Церкви Христовой на духовенство и прихожан, в то время, как в первых апостольских общинах такого деления не было. Во время апостолов, каждый христианин чувствовал себя священником Бога Всевышнего и считал себя обязанным служить Богу тем даром, какой получил от Него.

В дальнейшем граница между духовенством и прихожанами становилась все более и более резкой. Начало этому и было положено посланиями апостольских учеников.

В своем послании к Ефесской церкви Игнатий пишет: "Обратим на то внимание, братья, чтобы мы не противились епископу; этим мы покажем свою подчиненность Богу... Из этого ясно, что мы должны смотреть на епископа, как на Самого Господа".

Какой вред принесли в дальнейшем эти слова Игнатия! Ошибка Игнатия в том, что в своём письме он делает акцент послушания не на учении Христа, а на личности служителя. Если человек послушен Христу и Его учению, то он будет братолюбив и послушен руководителям, но если человек послушен прежде епископу, то это ещё не значит, что он послушен Богу.  

Достигнув большой власти и потеряв связь с Богом, епископы стали уводить христиан далеко от первохристианства. Последователи Игнатия твердили, что епископу должно подчиняться, как Богу, и критиковать епископа никто из простых смертных не имеет права. Многие христиане в дальнейшем эти послания Игнатия поставили на одном уровне с апостольскими посланиями. Но апостольские послания были воистину Словом Божиим, в то время как в посланиях учеников уже незаметно вкрадывались некоторые моменты, идущие наперекор Слову Божьему. По учению Христа и Его апостолов, нашей путеводной звездой является только Слово Божье, и поэтому если даже епископ станет учить не тому, чему учит Слово Божье, то такого епископа не следует слушать. Однако послания Игнатия воспитывали христиан в абсолютной и безоговорочной покорности епископу. Если епископ сказал, то все должны замереть перед ним - таков смысл поучений Игнатия.

В послании к христианам Магнезии Игнатий пишет: "Увещеваю вас, чтобы вы старались делать все по-божеском единодушии, ибо ваши епископы предстоят на месте Бога".

В послании к Филадельфийской церкви пишет: "Я взывал, как бы я был между вами, я говорил громким голосом: слушайтесь епископов и пресвитеров и диаконов! Некоторые думали, что я говорил, потому что видел раздоры, возникавшие среди вас. Но беру Бога в свидетели ради Которого я в узах, что я ничего не о ком не знал; но это был Дух, говоривший во мне в этом случае. Ничего не делайте без епископа; храните ваши тела, как храмы Божии; любите единение; избегайте распрей; будьте последователями Христа, как Он был последователем Своего Отца". Здесь Игнатий уверяет читателей, что в данном случае через него говорит Сам Бог.

Но не будем впадать в крайности и воздадим должное Игнатию. Он был честный и искренний христианин. Однако нередко и честные и искренние люди делают ошибки. Заботясь о благе церкви, о предохранении ее от раздоров, Игнатий ратовал за то, чтобы сильная власть была в руках руководителей церкви. Он думал таким образом сохранить общины от распрей. Но он не думал о том, что этим самым будет нарушена демократия, которая была в апостольских общинах, и в церкви создадутся все условия для самой необузданной тирании, достигшей своего высшего предела в средние века в лице римских пап. Средние века пожинали всходы, посеянные еще апостольскими учениками. Подобный посев мы видим не только в посланиях Игнатия, но и в посланиях других апостольских учеников. И все же мы чтим их как искренних христиан, мученической смертью своей доказавших свою верность Христу.

Все мы способны ошибаться. Не будем бросать камни осуждения в апостольских учеников, а извлечем из всего сказанного для себя полезные уроки. История христианства - это прекраснейшая школа, богатая ценнейшими уроками. [4]


  1. ОФИЦИАЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ С РИМСКИМ ГОСУДАРСТВОМ

 

В 313 году было официально возвещено о соединении христианской церкви с римским государством, церковь стала государственной организацией, руководимой императором. Суеверный Константин совершил этот шаг в надежде, что христианский Бог, в силе Которого он убедился, поможет ему в битвах за обладание всем миром. Боялся Константин прогневить и языческих жрецов, ибо все его эдикты в отношении христиан были вначале очень осторожны. Но чем дальше, тем больше он оказывал предпочтение христианству. Из своей казны он сделал много пожертвований на строительство христианских храмов. Он издал несколько эдиктов, которые вернули Церкви конфискованное ранее имущество, обеспечили материальную помощь государства, запрещали гадания и ввели День Солнца (так называлось воскресенье в то время) как день отдыха и поклонения. Более того, Константин выступал в роли судьи в богословских спорах. Он окружил себя христианскими епископами, они сопровождали его и на войне, и в путешествиях.

Если уже во втором и третьем веках наблюдались некоторые уклонения христианской церкви от первохристианства, то со времен Константина эти тенденции усилились. Численно христианские общины стали быстро расти, но духовный их уровень во многих отношениях падал. Служители стали благословлять то, что было совершенно несовместимо с учением Христа. Современник Константина, историк Евсевий рассказывает, что один из епископов в лести императору зашел так далеко, что даже вызвал укор самого императора, который был вынужден прервать его.

Константин фактически руководил всем епископатом христианской церкви, без его ведома не решался ни один церковный вопрос. Он освободил из тюрем и рудников всех христиан, возвратил им их конфискованное имущество. Он обещал почетные должности всем тем, кто примет христианство. Ради выгоды многие римские чиновники и офицеры стали объявлять себя христианами, оставаясь в сердце своем язычниками.

Император Константин, чем дальше, тем больше и больше давал власть в руки епископов, рассматривая их, как своих ближайших чиновников.

Правительство, в обмен на признание Церкви и помощь ей, присвоило себе право вмешиваться в духовные и богословские дела. Константин стал судьей при выяснении церковных разногласий, хотя он был лишь правителем империи.[5]

 

  1. ДОНАТИСТСКИЙ СПОР

 

 

Во времена Константина в Церкви возник спор, на котором следует остановиться. После смерти епископа Карфагенского, Менсурия, было созвано совещание близживущих епископов и некоторых пресвитеров для избрания нового епископа Карфагенского. Пресвитеры Ботр и Целесий, каждый для себя, жаждали получить кафедру епископа Карфагенского. Но епископом Карфагенским был избран уважаемый диакон Цецилиан. Ботр и Целесий возглавили оппозицию Цецилиану.

В конфликт вмешался епископ Донат, созвавший церковное совещание из семидесяти человек и объявивший посвящение Цецилиана в епископы незаконным на том основании, что Цецилиана посвящал епископ Феликс, который во время гонений, ради спасения своей жизни, выдал гонителям церковные книги и имущество. Донат утверждал, что Феликс совершил непростительный грех и поэтому не имеет права совершать рукоположение. Цецилиан отказался признать решение этого собрания, возглавляемого Донатом. Тогда Донат со своими сторонниками заявили о выходе из общей церкви и о том, что они теперь представляют собой  особую, истинную церковь. Они избрали епископом Майорина, а после его смерти в 313 г. епископом стал Донат. Цецилиан и другие епископы объявили Доната и его сторонников сектантами, отделившимися от истинной всеобщей христианской Церкви.

Слух об этом дошел до императора Константина. По его указанию в 313 году в Риме был назначен собор из двадцати епископов. Решение состоялось в пользу Цецилиана, который призвал Доната к примирению и соединению. Но донатисты отвергли это предложение и просили Константина еще раз пересмотреть дело с привлечением епископов из Африки, Италии, Сицилии и других мест. В 314 году Константин повелел для рассмотрения этого дела созвать епископов из различных римских провинций. Это было самое большое собрание епископов, до сих пор такого собрания еще не было. Решение снова было в пользу Цецилиана.

Донатисты просили императора в третий раз рассмотреть их дело и хотели, чтобы Константин лично вынес решение. В 316 году Константин еще раз единолично рассмотрел дело и подтвердил решение в пользу Цецилиана. Он предпринял ряд репрессивных мер против донатистов, но затем сказал, что представляет это дело суду Божию. На этом конфликт не кончился. К донатистам примкнул и ряд других епископов.

Секта донатистов, возникшая во времена Константина, существовала на протяжении трех столетий. Она возникла не на почве расхождения в учении, не на почве каких-либо других важных вопросов, а только на почве несогласия с избранием Карфагенского епископа. Вышеописанные события, стали предтечей «Большой Схизмы» 1054 года. Причины раскола были те же, что и в 1054году. Только дело «донатистов» было не столь громким, как при «Большой Схизмы». Причиной всех расколов была гордость, не желание отдельных личностей подчиниться общему собранию церкви. За всем этим стояла жадность обладания властью. Если бы у епископов было должное христианское смирение, любовь и стремление к миру, то они не стали бы из-за этого раздувать конфликт, который длился три столетия. [5]

Основная причина раскола 1054 года, рассматриваемая историками – это лишь жатва тех ошибок, которые были совершены людьми в начале. И эти ошибки, глубоко пускали свои корни в ход истории, когда церковь становилась политизированной императорами.

 

  1. КОНСТАНТИНОПОЛЬ - СТОЛИЦА КОНСТАНТИНА. РАСПАД ВЕЛИКОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

 

В 326 году, через год после Первого вселенского собора, император Константин повелел на месте древнегреческой колонии Византии, на берегу Босфора, у выхода в Мраморное море заложить город Константинополь. В 330 году Константин перенес в Константинополь свою столицу из Рима. В наши дни Константинополь является крупным турецким городом.

Император Феодосий (346395 гг.)  был последним римским императором, который возглавлял всю Римскую империю. В 395 году, после смерти Феодосия, вместо него стали два его сына - Аркадий и Гонорий. Империя была разделена между ними пополам: Аркадий возглавил Восток Римской империи со столицей в Константинополе, а Гонорий - Запад со столицей в Риме. С этого времени никогда уже больше Востоку не пришлось всерьез объединиться с Западом. Фактически, это уже не была могущественная Римская империя. Именно год смерти императора Феодосия можно считать годом начала конца могущественной Римской империи. Помимо того, что после смерти Феодосия империя, фактически, разделилась на две части, все более и более учащались набеги на пограничные области империи свободных племен, которых римлянам не удалось покорить.

Вскоре после смерти Феодосия предводитель независимого от римлян германского племени Готов, Аларих, со своими отрядами вторгся в пределы западной части Римской империи и дошел до северной Италии, производя великие опустошения. В это время у римлян был выдающийся полководец, Стилихон, которому удалось остановить наступление готов и обратить их в бегство. После победы над готами слава Стилихона весьма возросла, и его имя стало самым популярным в Риме. Гонорий испугался такой славы своего полководца, испугался его все возрастающего влияния и отдал тайный приказ убить Стилихона. Вместе со своим сыном Стилихон был убит. Рим лишился великого полководца и лишился именно в такое время, когда со всех сторон можно было ожидать вторжения воинственных независимых племен.
Несколько слов скажем о предводителе племени Готов, Аларихе. Он считал себя христианином. Кто, когда и как обратил его в христианство - неизвестно. Он был сторонником учения Ария. Напомним, что Арий не считал Христа равным Богу, он учил, что Христос был только первым и совершеннейшим из существ, сотворенных Богом.

В 410 году Аларих вновь предпринял вторжение в пределы Римской империи. В результате нашествия Алариха многие языческие храмы были стерты с лица земли. Христиане же не пострадали, Аларих не разрушил их храмов.

Аркадий же, скончался 1 мая 408 года; точная причина его смерти неизвестна. Ему наследовал несовершеннолетний сын, Феодосий II. Известие о смерти Аркадия сыграло роковую роль в развитии конфликта в верхушке правительства Западной Римской империи, став одной из причин падения Стилихона, обвинённого в попытке захвата власти и желании посадить на константинопольский престол своего сына Евхерия.

Поскольку к моменту распада Римской империи церковь была в какой-то степени политизирована и завесила если не прямо, то косвенно от императоров, то это привело к тому, что и она условно была разделена на восточную и западную. Данный факт также сыграл значительную роль в расколе 1054 года.

 

 

  1. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР – 3-Е  ПРАВИЛО

 

Второй Вселенский Собор, I Константинопольский - Вселенский Собор Церкви; созван в 381 году императором Феодосием I (379-395) в Константинополе. Утвердил догмат о схождении Святого Духа от Отца. Так же на этом Соборе было утверждено 3-е правило, которое касалось епископа Константинопольского.

На данном соборе, был установлен статус епископа Константинопольского как епископа Нового Рима, вторым по чести Римском епископе, обойдя епископа Александрийского, до того считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа». В результате образовалась так называемая пентархия - пятёрка главных епископских кафедр (поместных Церквей) христианского мира: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим.

Практически до времени Второго Вселенского Собора на Востоке первой кафедрой считалась Александрийская, поэтому порядок в древней Церкви, в котором кафедры перечислялись и оказывалась им честь, был таков: Рим, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Но в связи с тем, что Константинополь стал местопребыванием императора и столицей, авторитет Константинопольского архиепископа возрос, и 3-е правило Второго Вселенского Собора выдвинуло Константинополь на второе место вслед за Римом, мотивировав это тем, что Константинополь - Новый Рим.

Хотя на соборе были представлены только восточные епархии, греки объявили этот собор Вселенским. Это правило Второго Вселенского Собора не было признано римскими папами. Папа Дамас I в Риме принял Символ веры, но не каноны, по крайней мере, он не принял канон о старшинстве Константинополя после Рима. Тем самым было положено начало церковно-правовой полемике, а фактически - великому разделению церковного Востока и Запада. В действительности Рим принял старшинство Константинополя после Рима только на IV Латеранском соборе 1215 года во времена латинской империи Константинополя, созданной после Четвёртого крестового похода [6].


 

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0