...Христос возлюбил нас и предал Себя за нас..(Еф.5:2).

Суббота, 27.04.2024, 04:54

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ | Регистрация | Вход

СЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛИ

Славяне - это крупнейшая в Европе группа народов, которые близки друг ко другу по своему языку. Из современных народов к славянам относятся: русские, украинцы, беларусы, поляки, чехи, словаки, сербы, хорваты, болгары. Болгары были народом азиатского (тюркского) происхождения. Они жили вблизи Азовского моря, но с середины седьмого века стали переселяться на Балканский полуостров, где, вследствие смешанных браков со славянами, постепенно перемешались с ними и переменили свой язык на одно из славянских наречий, которое было распространено в том месте, где они поселились. А то славянское племя, среди которого поселились болгары, приняло их наименование, стало себя называть болгарами.
Проникновение болгар на Балканы вызвало большое беспокойство у Византии, которая делала попытки прибрать к рукам пограничные с ней славянские племена. Столкновение между болгарами и Византией окончились неудачей для Византии. На
Балканском полуострове в восьмом веке появилось первое славянское государство - Болгария. Остальные славянские племена, населяющие Восточную Европу в это время, еще не имели централизованного государственного устройства. Военное столкновение между Болгарией и Византией в начале восьмого века завершилось заключением договора, на основании которого была установлена граница между двумя государствами.

Болгарский храм.
С начала девятого века Болгария значительно расширила свою территорию. Князь Курм присоединил к Болгарии земли аваров. Близость Болгарии с Византией привело к постепенному проникновению в Болгарию христианства. Болгарский князь Борис, в начале второй половины девятого века, принял крещение от византийского духовенства. Крещение вызвало восстание болгар-язычников против Бориса, жестоко им подавленное. Как видно, Борис принял христианство внешне, по форме, но не по содержанию; сердце его не исполнилось любовью Христовой. В принудительном порядке он старался привести своих подданных в христианство. Для совершения церковных служб он пригласил священников из Византии, которые совершали службы на, непонятном для народа, греческом языке.

ДУХОВНЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯН- КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

В девятом веке подвизались на ниве Божьей два родных брата - Кирилл и Мефодий, которые известны как духовные просветители славян. Они были греками, воспитывались при дворе византийского императора. Их отец, по имени Лев, жил в городе Фессалониках, где занимал большой военный пост. Мефодий был старшим братом, сначала он пребывал на военной службе, а затем на горе Олимпе постригся в монахи. С рождения Кирилла звали Константином, имя Кирилл он принял в конце своей жизни, перед самой смертью, при пострижении в схимники. Монахи-схимники должны были вести более строгий образ жизни, чем обыкновенные монахи: им не разрешалось выходить из стен монастыря, из монастырского общежития они переходили в "затвор". Схимничество окончательно установилось к девятому веку. Уходили в схимники те монахи, которые считали, что монахи живут недостаточно строгой жизнью.
В 858 году Константин, ставший в конце своей земной жизни Кириллом, вместе с Мефодием, отправился с миссионерской целью к языческому племени хазар - предкам современных татар. Рядом с хазарами жили славяне. Кирилл и Мефодий совершили путешествие и по славянским землям. Затем они поселились на территории Моравского княжества, которое находилось на территории современной Чехословакии. Моравское княжество - это второе славянское государство, после Болгарии, возникшее в девятом веке. Прибыв в Моравию, Кирилл и Мефодий принесли туда Евангелие и богослужебные книги, переведенные ими на язык македонских славян, который они знали в совершенстве и который тогда был понятен почти всем славянам.
В Моравии в это время уже были христиане. Христианство было принесено туда католическими миссионерами из пограничной Южной Германии, совершавшими богослужения, как и все католики, на латинском языке. Славяне еще не имели своей письменности, своего алфавита. Поэтому Кирилл и Мефодий, переводя богослужебные книги с греческого языка на славянский, славянские слова передавали греческими буквами. В Моравии, до прихода туда Кирилла и Мефодия, некоторые просвещенные славяне пользовались латинским алфавитом, которому их научили католические миссионеры. Учитывая это, Кирилл и Мефодий имели с собой богослужебные книги, переведенные на славянский язык латинскими буквами.
Кирилл задался целью создать славянский алфавит, славянскую азбуку. И этому труду он посвятил все свое время. Мефодий был его помощником. Кирилл является основоположником славянской письменности. Первоначальным ядром, из которого в последствии развилась письменность всех славянских народов, стала азбука, составленная Кириллом и названная в его честь "кириллицей". Наша русская письменность начала развиваться через сто лет после смерти Кирилла, с десятого века, из той же кириллицы. Позже, в Чехии и Польше славянский алфавит был вытеснен латинским.
Деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии была встречена враждебно католическим духовенством, которое считало, что Писание может читаться только на латинском языке и писаться только латинским алфавитом. В Рим отправлялись одно донесение за другим. Римский папа Николай I пригласил Кирилла в Рим, чтобы серьезно поговорить на эту тему. Но пока Кирилл ехал из Моравии в Рим, папа НиколайI скоропостижно умер. Его приемник Адриан II не был столь враждебно настроен к трудам Кирилла. Вскоре, в 869 году, Кирилл умер. Перед смертью он сказал своему брату Мефодию: "Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не думай оставить труды учительства".
Римский папа возвел Мефодия в сан епископа и одобрил богослужения на славянском языке. Но вскоре католические священники настроили против него и папу Римского, и местных властителей. Мефодий был лишен сана и арестован. В течение трех лет он подвергался жестоким истязаниям, его били, выбрасывали на мороз без одежды. В 874 году папа Иоанн VIII потребовал его освобождения и возвел его в сан архиепископа Моравского. Однако вскоре Мефодия опять предали суду за то, что он не признает своей иерархической зависимости от папы Римского. Папа запретил ему совершать богослужения на славянском языке. Мефодий ездил в Рим и сумел убедить папу, который отменил запрещение службы на славянском языке, с оговоркой, что Евангелие сначала следует читать по-латыни, а уже затем повторять прочитанное на славянском языке.
В 871 году Мефодий крестил чешского князя Боривоя и ввел в Чехии богослужение на славянском языке. В 881 году Мефодий ездил в столицу Византии - Константинополь, где патриарх Фотий проявил к нему исключительное внимание. В 885 году Мефодий умер в Моравии.
Памятник Кириллу и Мефодию. Мурманск.
В конце девятого века ученики Мефодия - Климент, Наум, Ангеларий, изгнанные католическим духовенством из Моравии, прибыли в Болгарию. Здесь они начали переводить на славянский язык с греческого те книги, которые были привезены из Византии при крещении болгарского князя Бориса.
Кирилл и Мефодий совершили великий труд в деле создания славянской письменности и проповеди Слова Божия. Поскольку они воспитывались в такой христианской среде, которая была уже далека от первохристианства, у них с детства сложились неправильные взгляды на некоторые догматические вопросы веры, но дело не в отдельных ошибках, а в состоянии сердца. Сердца Кирилла и Мефодия горели любовью к людям, они готовы были идти на любые трудности, на любые лишения для Божьего дела, а это главное в христианстве. Христос, когда мы предстанем пред Ним, будет оценивать нашу жизнь по этому принципу.
Говоря о славянских народах, следует отметить, что в девятом веке, кроме Болгарии и Моравии, возникло третье славянское государство - Киевская Русь, объединившая все восточное славянство. В то время Киевская Русь была языческой страной. Христианство на Руси было введено в десятом веке.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

В заключение мы перейдем к рассмотрению очень важного вопроса - к возникновению христианства на Руси в десятом веке. Государство Киевская Русь, объединившее все славянские племена, возникло в девятом веке. Славяне - это крупнейшая в Европе группа народов, имеющая общность происхождения и близость языков. Из восточных славян впоследствии сформировались национальности - русские, украинцы и белорусы; из западных - поляки, чехи, словаки; из южных славян - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы.
Предполагается, что сформировались древнейшие славянские племена в Средней и Восточной Европе. По предположению большинства ученых-археологов, древнейшие славянские племена были земледельческо-скотоводческими племенами, расселившимися во втором тысячелетии до нашей эры по течению Днепра. Под именем венедов славяне были известны в первом веке после Р.Х. историкам Плинию Старшему и Тациту. К шестому веку относятся первые сведения о народе "рос" или "русь", проживавшим в Среднем Приднепровье.

Язычники XXI века рядом со статуей перуна.

Главным богом у восточных славян считался Перун. Он был богом грома и молнии. Подобным богом в свое время у язычников-греков был Зевс, а у язычников-римлян - Юпитер. Подобное божество у индейцев называется Индр. Было и другое название "Парьяна", что значит "молниеносная туча". Слово "перун" созвучно "парьяна". Как это можно объяснить? Большая группа языков, а именно: славянские, индийские, иранские, германские, италийские (в том числе и латинский), греческий и армянский языки, - представляют из себя одну индоевропейскую языковую группу. Все эти языки в доисторические времена произошли из одного общего языка. А было и такое время, когда все человечество, находилось в одной общей колыбели, и существовал один язык. Поскольку и славяне, и индийцы были идолопоклонниками с доисторических времен и когда-то росли в одной общей "колыбели", то можно не удивляться, что их идолы имеют довольно созвучные названия.
По верованиям славян, Перун в весенние дни является на землю молниями, поливал землю дождем и выводил из-за туч ясное солнце, пробуждая природу. И в тоже время, по верованиям славян, Перун был божеством очень грозным и карающим. "Сбей тебя Перун", "чтоб тебя Перун взял", - говорили наши предки, прогневавшись на кого-либо. Они верили в Перуна, как в воинственное и победоносное божество и просили его даровать им военные успехи. В Киеве на Перуновом холме был поставлен деревянный идол, изображавший Перуна, с серебряной головой и золотыми устами. Такой же идол был и в Новгороде. Им приносили в жертву животных, а нередко - маленьких детей и пленных, которых убивали перед идольским изображением и сжигались в огне.
Итак, наши предки именуются язычниками или идолопоклонниками. Они поклонялись не Творцу, а творению, преклонялись перед силами природы, а не перед Творцом, создавшим природу.
Слово Божие, говоря о язычниках, открывает нам страшную истину:
"Приносили жертвы бесам, а не Богу..." (Втор.32:17).
Мы знаем, что в Слове Божьем под бесами имеются в виду падшие ангелы, восставшие вместе с сатаной против Бога. В древности были случаи человеческих жертвоприношений, о чем пишет и псалмопевец:
"приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам" (Пс.105:37).
Из стран, близких по территории к восточно-славянским землям, следует отметить Скифию. Скифы населяли Крым и все побережья Черного моря, где они обосновались в седьмом веке до нашей эры. Прекратило свое существование скифское государство в третьем веке нашей эры. Имеется предание, что Скифию в первом веке посетил апостол Андрей. Некоторые русские летописцы создали легенду, что апостол Андрей, якобы, дошел до территории будущего Киева, откуда с холма благословил все русские земли, сказав при этом своим спутникам: "Видите ли эти горы? смотрите, ибо на этих горах воссияет благодать Божия, будет построен на них великий город, и Бог воздвигнет на них многие церкви".
По утверждению этих летописцев, киевская земля в то время была совсем безлюдна. Однако на основании археологических раскопок известно, что побережье Днепра было заселено людьми более чем за тысячелетие до этого времени. Совершенно ясно, летописцу очень хотелось сделать апостола Андрея русским апостолом. Он, думая, что киевские берега были необитаемы, создал легенду о том, что апостол Андрей пришел на пустую землю, чтобы освятить то место, где потом будет обитать русская нация. Возникновение Древней Руси явилось итогом длительного процесса социально-экономического и политического развития.


РЮРИК - ОСНОВАТЕЛЬ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Основателем первого Русского государства считается Рюрик. Сведения о нем довольно туманны. Существует предание о том, что он был варягом. Варягами назывались дружины норманнов (датчан, шведов, норвежцев), перешедшие в качестве наемников на службу к русским. Это предание усиленно пропагандировалось в восемнадцатом веке немецкими историками, отрицавшими способность русских к самостоятельному государственному развитию. По их мнению, без немцев русские ничего не могли бы сделать. Против таких утверждений решительно выступал великий русский ученый М.В.Ломоносов.
В девятом веке (в 862 году) Рюрик обосновался на Ладоге, а через два года присоединил к ней владения своих братьев - Белоозеро и Изборск. Затем он перенес свою столицу в Новгород. Не все жители Новгорода были в восторге от Рюрика, многие бежали от него в Киев и другие города.

АСКОЛЬД ИДИР

Древне-русские ладьи
Два дружинника Рюрика - Аскольд и Дир получили разрешение идти в столицу Византии - Константинополь. По дороге они задержались в Киеве, который в то время был маленьким городом, платившим дань кочевому племени хазар. Славянские племена много страдали от притеснения хазар - предков современных татар. В Киеве Аскольд и Дир создали многочисленную дружину и стали двигаться к границам Византии. В 866 году на двухстах парусных ладьях русские приблизились к берегам Константинополя, намереваясь стереть его с лица земли. Во всех византийских церквах возносились молитвы о защите от язычников-славян. Поднявшаяся сильная буря разбила почти все русские ладьи. Жалкие остатки русской дружины вместе с Аскольдом и Диром вернулись в Киев.
События, пережитые Аскольдом и Диром, заставили их о многом призадуматься. Они усомнились в силе Перуна и других языческих богов. Возможно, что они уже имели встречи с кем-либо из христиан. Аскольд и Дир приняли христианство. Неизвестно, кто их крестил. Очевидно, кто-либо из греков, живших в непосредственной близости от поселений славян. В этой истории много неясного.


СЫН РЮРИКА - ОЛЕГ

Олег
В 869 году Рюрик передал княжество своему сыну Олегу, который продолжал политику своего отца по сосредоточению и укреплению власти. Олег прибыл в Киев, где княжили Аскольд и Дир. Он, как говорит предание, велел спрятать лодки, на которых приплыл, и в них скрыл свою дружину, а Аскольду и Диру послал сказать, что пришли их земляки, идущие в Грецию, которые хотят повидаться с ними. Аскольд и Дир подошли к реке, но тот час же были окружены дружинниками Олега. Вышедший из засады Олег сказал им: "Вы не князья!" Здесь же на берегу Днепра Аскольд и Дир были убиты, их тела погребены на холме, недалеко от берега. Это место называется Аскольдовой могилой.
Основатель первого Русского государства Рюрик умер в 879 году. После его смерти на Руси продолжал княжить его сын Олег. В дальнейшем в течение семисот лет во главе Русского государства стояли потомки Рюрика.

КИЕВ - СТОЛИЦА РУССКАЯ

Золотые ворота Древний Киев 1037г.
После расправы с Аскольдом и Диром Олег перенес свою столицу в Киев, сказав при этом: "Се, буди мати градом русским". Он строил новые города и укреплял старые для их защиты от кочевников. Все население облагалось большой данью (налогом) на содержание княжеской дружины, в которой, наряду с русскими (то есть с восточными славянами), были и наемники из варягов.






ПОХОД ОЛЕГА НА ВИЗАНТИЮ

В 907 году Олег задумал повторить поход Аскольда и Дира в Византию. При приближении к Константинополю греки заперли город и приготовились к самой решительной обороне. Олег со своим войском стал окружать Константинополь, разрушая византийские православные храмы и избивая жителей. Перепуганные греки предложили Олегу большую дань, которую он принял. Кроме того, в результате переговоров греки и русские достигли взаимного соглашения. Русским было разрешено приходить в Константинополь для торговли, но только без оружия и группами не более пятидесяти человек в сопровождении императорского византийского чиновника. В таком случае им разрешалось торговать беспошлинно. При заключении этого договора византийский император целовал крест, а Олег клялся оружием и своим богом Перуном. Возвратился Олег из Константинополя в Киев с золотом, дорогими тканями невиданными доселе овощами и винами. Народ всему этому весьма дивился и прозвал Олега "вещим", то есть кудесником или волхвом.

Умер Олег в 912 году. С его смертью в летописи связано известное предание, послужившее мотивом для стихотворения А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге". По этому сказанию, Олег очень печалился о своем любимом коне и посетил его останки. И вот из конского черепа выползла ядовитая змея и смертельно ужалила Олега, который возомнил себя всемогущим владыкой.

ИГОРЬ - БРАТ ОЛЕГА

После смерти Олега княжить на Руси стал его брат, сын Рюрика - Игорь. Он носил титул великого князя Киевского. За восемь лет до этого (в 904 году) Игорь вступил в брак с Ольгой, которая в дальнейшем сыграла большую роль в истории Русского государства.
После смерти Олега некоторые восточнославянские племена восстали, но Игорь, крепко взяв власть в свои руки, подавил все восстания.



ПОХОД ИГОРЯ НА ВИЗАНТИЮ

В 941 году Игорь предпринял поход на Грецию (то есть на Византию), намереваясь полностью ее подчинить. Он произвел немало опустошений, подступил к Константинополю, но его войско не выдержало греческого огня, и сам он едва спасся. Через четыре года ему пришлось заключить мир с греками. При нем владения Руси распространились до Кавказа и Крыма, где грекам пришлось потесниться.
Умер Игорь в 945 году. Не удовлетворившись данью, полученной им с племени древлян, он с небольшой дружиной вернулся к ним за новой данью. Возмущенные древляне разгромилили дружину Игоря, а его самого привязали к верхушкам двух, притянутых друг к другу деревьев, а потом отпустили их, и Игорь был разорван на две части.



ЖЕНА ИГОРЯ - ОЛЬГА

Княгиня Ольга
Княжить стала жена Игоря - Ольга, поскольку его сын Святослав был несовершеннолетним. Она была исключительно красивой и обладала выдающимся умом. Ее происхождение неизвестно: было предположение, что она болгарская княжна, но это недоказанно. В летописи говорится, что Олег привел Игорю жену из Плескова, но где находился этот Плесков: на Руси или в Болгарии, - не уточняется.
Взяв власть в свои руки, Ольга жестоко отомстила древлянам, убившим ее мужа. Многие древляне были убиты, дома их были сожжены, а уцелевшие жители были обложены большой данью.





КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ

Через десять лет после этого Ольга отправилась в Константинополь, где и крестилась. Кто на нее воздействовал в принятии христианства - неизвестно. Было ли ее крещение искренним или она руководствовалась государственными соображениями, - знает один Господь. В течение некоторого времени она скрывала свое крещение.
Несмотря на то, что Ольга приняла крещение в Константинополе в православной византийской церкви, она, судя по некоторым западным летописям, отправила в 959 году посольство к германо-римскому императору Оттону I, прося его прислать епископа из Рима, понимающего славянский язык. Оттон I быстро откликнулся на эту просьбу, но епископ вернулся с полдороги, боясь встречи с русскими язычниками. Сама Ольга, видимо, не видела разницы между восточной и западной церквами. Хотя между ними и были некоторые внешние различия, но официального разрыва еще не было.
В конце своей жизни Ольга делала попытки обратить в христианство своего сына Святослава, но безуспешно. Умерла она в 969 году, завещав не совершать на ее могиле языческой тризны.
Интересно отметить русское предание о крещении Ольги в Константинополе. В русскую летопись это сказание внесено уже после крещения всей Руси. Познакомимся с ним:
"В лето 6463 (955) пошла Ольга в Грецию и пришла в Константинополь. Царь был тогда в Константинополе. И пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она весьма красива лицом и смышленна, и удивился разуму ее и, беседовав с нею, сказал ей: "Достойна ты того, чтобы здесь в Цареграде (Константинополе) царствовать с нами". Она же, поняв речи царя, сказала ему: "Я язычница, если хочешь, чтоб я крестилась, крести меня (будь моим восприемником) сам, если же нет, то не крещусь", - и крестил ее царь с патриархом. Будучи просвящена крещением, она радовалась душой и телом, и преподал ей патриарх поучение о вере и сказал: "Благословенная ты в женах русских за то, что возлюбила свет и оставила тьму, будут благословлять тебя люди русские до последнего рода внуков твоих". И заповедал ей о церковном уставе, о молитве, о посте, о милости и о воздержании тела в чистоте.
Она же, преклонивши главу, стояла, внимая учению. Поклонившись патриарху, она сказала: Молитвами твоими, владыка, да буду сохранена от сети неприязненные". Было наречено ей в крещении имя Елена, как называлась и древняя царица, мать великого Константина. Благословил ее патриарх и отпустил. После крещения позвал ее царь и сказал: "Хочу взять тебя замуж за себя". Она же отвечала: "Как хочешь взять меня, когда крестил меня сам и назвал меня своей дочерью, - ты сам знаешь, что у христиан нет такого закона". И сказал царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". Дав ей дары многие: золото и серебро, материи дорогие и сосуды различные, царь отпустил ее, назвав своею дочерью. Желая отправиться домой, она пришла к патриарху и просила благословения на дом и сказала ему: "Люди мои и сын - язычники, о, если бы Бог сохранил меня от всякого зла!" И сказал патриарх: "Чадо верное! Во Христа крестилась ты и во Христа облеклась: Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха в первых родах и потом Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона. Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - подобным образом и тебя сохранит от врага и от сетей его". Благословил ее патриарх, и пошла она с миром в землю свою, и пришла в Киев. Это было подобно тому, как при Соломоне пришла царица Эфиопская к Соломону, желая слышать премудрость его, и видела многую мудрость и знамения, - так и эта блаженная Ольга искала доброй мудрости Божией: та искала мудрости человеческой, а эта Божией... Сия блаженная Ольга от юности все искала на свете сем мудрости и потому нашла бисер многоценный, который есть Христос... Пришла Ольга в Киев, и прислал послов к ней царь греческий говоря: "Я много дарил тебе, ибо ты говорила мне, что когда возвратишься на Русь, пришлешь многие дары - рабов, воску и мехов, и войско на помощь". Отвечала Ольга и сказала послам: "Скажите от меня царю: если ты постоишь у меня в Почайне столько же, сколько я у тебя стояла в пристани, то тогда дам тебе дары".



ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВОВИЧ

Памятник Владимиру Святославовичу
Конец десятого века на Руси ознаменовался принятием христианства. Это событие произошло во время княжения Владимира. Как мы уже говорили, у Ольги сын был Святослав Игоревич. У него от служанки-ключницы родился сын Владимир Святославович. Святослав мечтал окончательно завоевать южнославянские земли и поселиться в них. С этой целью в 90 году разделил всю Русь между своими сыновьями, которых провозгласил своими наместниками. Владимиру достался Новгород.
Затем Владимир в 980 году осадил Киев и взял его. Он стал единым князем всей Руси. Варяги, с помощью которых он добрался до Киева, потребовали от него дань - по две гривны с каждого жителя. Но Владимир, почувствовав поддержку всего населения, стал их теснить. Тогда варяги попросили отпустить их в Грецию. Владимир исполнил их просьбу, попросив Византийского императора, чтобы тот не позволил им вернуться обратно на Русь.
Говоря о Владимире, древнерусский летописец отмечает, что в первые годы княженья ему были присущи три черты: ревность к языческой религии, любовь к женскому полу и жестокость. Перед изваянием Перуна, которое стояло около теремного дворца в Киеве, он не однократно приносил человеческие жертвы, умерщвляя пленных.
В 988 году Владимир принял христианство. Это произошло после взятия им Корсуни. Так назывался город на юго-западном берегу Крыма, принадлежавший в то время Византии. Позднее этот город стал называться Херсонесом.
Во время завоевания Владимиром Корсуни там было немало христианских православных храмов. В Корсуни Владимир вступил в брак с греческой царевной Анной. Византийскому (греческому) императору он дал обещание, что примет христианство. Положение Византии было к тому времени не завидное, ее былое могущество отходило в область предания, и греческий император с тревогой взирал на укрепляющуюся Русь. Поверив Владимиру, что он примет христианство, византийский император дал согласие на брак Анны. Впрочем, Владимир мог взять Анну себе в жены и без согласия византийского императора, поскольку она оказалась на территории Корсуни, захваченной им.
Но возникает вопрос, почему язычник Владимир вдруг стал думать о принятии христианства? Ясного ответа на этот вопрос мы не имеем, однако можно предположить, что это случилось не сразу, а в результате длительного процесса. Возможно, на него подействовала в какой-то мере его бабка Ольга, которая стала христианкой. Возможно, на него повлияли пленные греки-христиане. Хотя христианская церковь в то время далеко ушла от первохристианства, но всегда, среди христиан были люди, отражавшие образ Христа. Очевидно, Владимир стал задумываться над многими вопросами, и в некоторых он послушался Господа. Есть предположение, что на Владимира также могли повлиять наемники - варяги, знавшие христианское учение.
В Корсуни Владимир принял крещение от греческого духовенства. Затем он вернулся в Киев с молодой женой. Из Корсуни он привез с собой несколько служителей греческой церкви.


КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Крещение руси
(Картина Н.У. Мартынова)
В Киеве он крестил весь народ, в том числе и детей. Особого восторга народ по этому поводу не выражал, и это не удивительно, ибо народ не мог понять, что происходит. Хотя христианство в это время для многих уже не было новостью, но глубокого понимания христианства, вероятно, никто из русских не имел. Не понял учение Христа и сам Владимир. Христос призывал Своих апостолов сначала учить народ, а затем, желающих служить Христу, крестить. Но Владимир насильно заставил всех жителей Киева креститься в водах Днепра. Он объявил соответствующий приказ, которому все должны были подчиниться. Были случаи, когда некоторые язычники оказывали сопротивление, княжеские дружинники сталкивали их в воду и насильно окунали. Было и кровопролитие. Большинство же киевлян равнодушно выполняло приказ своего князя. Если начальство велит, значит нужно выполнять. Язычество русских отличалось тем, что оно не имело ни храмов, ни особого сословия жрецов. Диктаторскими правами в религиозной и гражданской жизни обладал князь. Поэтому особого сопротивления русское язычество не оказало Владимиру. Хотя Владимир и объявил весь Киев христианским, но киевляне практически остались язычниками, потому что в сердцах их не воцарился Христос.
Вслед за Киевом Владимир стал устраивать массовые крещения и в других городах. Из Греции (Византии) стали срочно приглашать священников, подавляющее большинство которых ни слова не понимали по-русски. Они могли лишь народу показывать, как творить разные обряды.
И, тем не менее, действия Владимира все же, хотя бы внешне, видоизменили жизнь на Руси. Оставив у себя одну жену, он отпустил остальных жен, того же он потребовал и от всех своих подданных. Официально многоженство было запрещено. Все идольские изображения, по приказанию Владимира, были уничтожены. Знаменитое изображение Перуна в Киеве было привязано к конскому хвосту, а затем уничтожено. Летописец изображает Владимира после крещения преобразившимся человеком. Вместо прежней жестокости у него стало преобладать благодушное состояние. И в то же время это было неполное преображение; очевидно, Владимир не пережил должного рождения свыше, не отдал полностью своего сердца Христу, потому что и после того, как он объявил себя христианином, он соблюдал племенные славянские традиции, очень любил пиры, на которых вино лилось рекой. Теперь пиры эти посвящались не идолам, а разным христианским праздникам. Князь Владимир пировал не только с боярами, он созывал людей с разных мест, бесплатно кормил и поил их, желая всячески примирить христианскую религию с языческим веселием.
Умер Владимир в одиннадцатом веке, в 1015 году. Православная церковь в дальнейшем стала его величать "святым равноапостольным князем Владимиром", причислив его, таким образом, к апостолам. Но апостолы Христовы не были похожи на Владимира - они не пировали, не принуждали силой людей к принятию христианства, а с любовью убеждали; они, ради Христа, шли на любые лишения. Мы не знаем, в каком состоянии ушел Владимир с этой земли, принял ли он в самом конце своей жизни земной полностью Христа в сердце, это знает один Господь.
Следует еще отметить, что Владимир пытался насаждать грамоту на Руси, хотел, чтобы народ имел письменность. Он понимал значение образования. С этой благой целью в Киеве и других городах он приказал из боярских семей брать детей для обучения грамоте, приглашая на Русь людей, умеющих объясниться по-русски. Летописец, описывающий проводы детей в школу, отмечает, что матери о них плакали, как о мертвых. Детей обучали греческому алфавиту. Обучение грамоте, начатое Владимиром, вскоре пришло в упадок. Дело пошло активней, когда на Руси была введена славянская письменность, созданная еще в девятом веке в Моравии славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. В правление Владимира Русь поголовно была безграмотной, да и он сам был таковым. Из предшественников Владимира, возможно, только Ольга была немного грамотная. Впрочем, и в последующие века образованных людей на Руси было мало. Лишь богатым и знатным людям было доступно обучение грамоте.
Большинство православных богословов и историков именуют Русь "святой". Но в своей основе она оставалась языческой Русью, лишь внешне прикрытой христианскими формами. Впрочем, в этом отношении Русь не была исключением: формальное христианство существовало и на Западе. Хотя христианство на Русь пришло в очень измененном состоянии по сравнению с апостольским временем, но и такое христианство принесло для многих сердец большие благословения.
Во времена Владимира на Руси строилось очень много храмов, однако сердца большинства людей, наполнявших эти храмы, не были храмами Духа Святого. Но все же Дух Божий и в этих построенных на Руси храмах, коснулся многих сердец, искавших общения с Ним. Не их вина, что они многого не знали и не понимали. Кто мало знает, с того меньше и спроса. Все, искавшие у Господа утешения в скорбях, находили это утешение, находили в Нем защитника от бед, помощника в трудных ситуациях. Немало сердец на Руси в течение веков Дух Божий превратил в храм Духа Святого. Слава Ему за это!
http://www.kurse.ru/index-kurs.files/kurse2/urok16/urok16.htm

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0